
Несмотря на явное желание президента Майи Санду поскорее объявить о вступлении Молдавии в НАТО, Кишиневу приходится пока довольствоваться углубленным сотрудничеством с альянсом, которое не дает военных гарантий блока. Планам Санду мешает конституционно закрепленный статус нейтралитета страны. Ее правящая партия «Действие и солидарность», контролирующая парламент, охотно нарушает конституционные ограничения при проведении разных законов на пути прозападной переориентации внешней и внутренней политики. В этом гражданке Румынии Майе Санду помогает Конституционный суд, легитимность решений которого вызывает сомнения не только у юристов, но и у думающей части молдаван.
Ярким примером такого нарушения законодательства стал беспрецедентный для Европы официальный отказ страны от родного – молдавского – языка в качестве государственного с переименованием его в румынский. Эта, только на первый взгляд, «формальность» открывает путь к поглощению Молдовы Румынией под лозунгами «воссоединения» и «восстановления исторической несправедливости». Для румынки по паспорту Майи Санду в том, похоже, и заключается ее историческая миссия, ну, а воля большинства ее нынешних сограждан ее не слишком интересует.
Однако отменить сейчас нейтралитет Молдавии даже в судебном порядке Майя Санду никак не сможет, поскольку он вписан в Основном законе страны, и для его отмены потребовался бы как минимум референдум. Это досадное обстоятельство признается генсеком НАТО Столтенбергом. В сложившихся условиях молдавское руководство ищет способы нейтрализовать «устаревший нейтралитет». В Кишиневе прорабатывают формулу, позволяющую республике де-факто интегрироваться в НАТО даже при формальном сохранении нейтрального статуса.
Так, уже с лета молдавские вооруженные силы перестраиваются на натовские стандарты, участвуют в совместных с альянсом военных учениях и включены в систему обмена информации. Это позволяет «старшему брату» в обозримом будущем использовать молдавскую территорию для своих целей.
Становятся нормой поставки Кишиневу современных тяжелых вооружений, в том числе бронетехники из США и Германии. Молдавии обещаны 40 млрд долларов на модернизацию логистики, закупки Хаммеров и транспортных вертолетов. А 2 марта молдавский парламент принял так называемую «Декларацию об агрессии России против Украины», что явно не вписывается в принципы нейтрального государства. Кстати, по оценке экс-президента республики Додона, за два года госдолг страны вырос почти на 2 млрд долларов…
На данный момент общественное мнение Молдовы в большинстве своем категорически не приемлет любые попытки узаконить присоединение страны к НАТО, тем более в контексте происходящих событий на Украине. На этом фоне правящая партия и действующее правительство то и дело поднимают тему отказа от нейтрального статуса и присоединения страны к «некоему крупному военному блоку». Эти вольности – своего рода гипноз, обработка общественного мнения: власти приучают молдаван к неизбежности перехода в западный военный лагерь.
И это при том, что по всем опросам перспективу вступления Молдовы в НАТО поддерживает не более 20% ее населения. Кишинев списывает причину массовых антинатовских настроений в республике на российскую пропаганду. 3 марта Молдавию с официальным визитом побывал командующий Национальными силами кибербезопасности США генерал-майор Уильям Дж. Хартман. Американский куратор посетил минобороны республики, где обсудил с министром Носатым военное партнерство с упором на сотрудничество в противодействии «новым и возникающим киберугрозам». От кого вдруг исходит «киберугроза», видимо, объяснять не нужно…
Другим проверенным инструментом воздействия на общественное мнение в Молдове должны стать институты гражданского общества, которые тесно связаны с фондом Джорджа Сороса. С начала СВО на их поддержку было выделено 320 млн долларов. По информации «Центра В. Вильсона», штаты НКО в Молдавии в 2023 году должны вырасти на 50%. Зачем? Кишинев продолжает использовать обкатанную на Украине тактику запугивания населения российской угрозой. Влияние украинского опыта на республику становится еще очевидней после начавшейся концентрации контингентов ВСУ на границе с Приднестровьем. Провокация Киева свидетельствует о готовности Запада втянуть при определенных обстоятельствах Молдову в конфликт с Россией, если этого потребуется для ее интеграции в НАТО.