В Ханты-Мансийске завершился 17-й международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня»
В заметенный снегами сибирский город (толщина льда на Иртыше сегодня составляет полтора метра) приехали молодые кинематографисты из Франции, Аргентины, Португалии, Германии, Бразилии, США, России. На открытии феста председатель международного жюри, знаменитый филиппинский режиссер Лав Диас, с горечью перечислив два десятка горячих точек на планете, назвал фестиваль в Ханты-Мансийске территорией мира.
И, разумеется, фестиваль стал на несколько дней еще и территорией кино. Губернатор Ханты-Мансийского округа Наталья Комарова на закрытии фестиваля огласила несколько впечатляющих цифр. Так, в столице Югры в дни кинофорума прошло 170 киносеансов. Просмотры посетили около 40 тысяч жителей Ханты-Мансийска и близлежащих городов. А с помощью интернет-платформ к фестивальным событиям (лекциям, концертам) приобщились порядка 800 тысяч зрителей. Такими масштабами не может похвастаться даже Московский международный кинофестиваль…
Украшением Ханты-Мансийского кинофорума стал приезд звезды мирового экрана Настасьи Кински. Хорошо зная нашу страну, побывав во многих городах и на нескольких российских фестивалях, знаменитая актриса с азартом окунулась в сибирскую экзотику. Она покаталась на оленьей упряжке, попробовала местные деликатесы. В киноконцертном зале «Югра-классик» прошли показы любимых фильмов с участием актрисы: «Тэсс» Романа Поланского, «Ложное движение» и «Париж-Техас» Вима Вендерса, «Люди-кошки» Пола Шредера.
На встречах со зрителями Настасья страстно признавалась в любви к великой русской культуре и русским режиссерам. Особенно теплые воспоминания у нее остались от фильма «Униженные и оскорбленные» по Достоевскому в постановке Андрея Эшпая, в котором она снималась вместе с Никитой Михалковым и Александром Абдуловым – последний был одним из основателей «Духа огня»…
Президент фестиваля, народный артист России, кинорежиссер Сергей Соловьев вручил актрисе приз за вклад в мировое кино и русскую культуру. Таким образом, Настасья Кински пополнила галерею знаменитостей (Пьер Ришар, Фанни Ардан, Кшиштоф Занусси, Фанни Ардан, Мишель Мерсье, Эва Шикульска), побывавших в Ханты-Мансийске и оставивших незабываемый след в сердцах местных зрителей.
Меньше повезло на фестивале другой знаменитости – уже упоминавшемуся Лав Диасу, обладателю наград Венецианского, Берлинского фестивалей. Прославленный режиссер по прилете в Сибирь сильно простудился. Но, несмотря на недуг, продолжил работу в качестве председателя международного жюри. И в итоге с блеском разложил фестивальный пасьянс, что нелегко было сделать, поскольку едва ли не все конкурсные картины, любовно, поштучно отобранные программным директором фестиваля Борисом Нелепо, заслуживали наград в силу своей самобытности, уникальности художественного почерка.
Тем не менее, первым среди равных оказался фильм «София Антиполис» Виржиля Вернье (Франция) – то ли социальная притча, то ли мрачная антиутопия о технопарке на Лазурном берегу, где, по идее, должны сбываться все человеческие мечты. Но под обманчиво ярким солнцем внешне безмятежного уголка цивилизации скрывается людское одиночество, переходящее в отчаяние.
«Серебряную тайгу» жюри присудило фильму «Туманность мертвой лошади» Тарыка Акташа (Турция) – философичной драме о сложных взаимоотношениях жизни и смерти, человека и окружающей его природы.
В виду беспрецедентно сильного конкурса «Бронзовую тайгу» в этом году поделили между собой сразу два режиссера: Ромина Паула за семейную драму «Еще раз снова» (Аргентина) и Андреас Гольдштайн за фильм «Адам и Эвелин» (Германия), рассказывающий о супружеской чете, переживающей разлад отношений на фоне крушения Берлинской стены.
Наконец, члены Гильдии киноведов и кинокритиков России, которые тоже оценивали зарубежный конкурс, отметили бразильско-португальский фильм «Дождь – это пение в деревне мертвых», особо оценив «тонкий сплав документальной реальности и поэтической выразительности киноязыка».
В российском конкурсе оказалось несколько фаворитов. Режиссерское жюри отметило главным призом изобретательный, держащий в напряжении фильм «Проклятый хомус», снятый учителем по профессии и маркетологом по роду занятий Петром Стручковым. Это первый якутский «ужастик», который, надеется режиссер, окупится за счет внутреннего проката: в Якутии любят национальное кино и ходят на него.
Приз за лучшую операторскую работу имени Павла Лебешева получил Александр Хант – известный режиссер, прогремевший в прошлом году фильмом «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». В этот раз он решил подставить плечо своему товарищу, режиссеру Игорю Стаму и, будучи оператором по образованию, виртуозно снял безбюджетную, основанную на театральном спектакле абсурдистскую комедию «Кастинг», которая, кроме операторской награды, завоевала также приз зрительских симпатий «Золотая тайга».
Приз имени Александра Абдулова «За лучшую мужскую роль в российском дебютном фильме» получил Микаел Погосян, сыгравший в российско-армянской трагикомедии «Лорик» театрального актера, спрятавшегося от мира под личиной чудака. Приза за лучшую женскую роль была удостоена Екатерина Волкова, звезда чувственного, пронизанного любовным настроением фильма «Молодое вино». Жюри, впрочем, не ограничилось этой наградой для авторов «Молодого вина» и, сверх регламента, присудило специальный приз жюри за актерский дуэт актрисам Екатерине Шпице и Валерии Бурдуже.
Не буду перечислять все награды, которые завоевали авторы дебютных лент. У читателей и так может сложиться впечатление, что молодых режиссеров в Ханты-Мансийске заласкали, завалили призами и почестями. Отчасти это действительно так. Тем более, что далеко не все премированные фильмы в российском конкурсе выдерживают конкуренцию с лучшими картинами международной программы, уже прошумевшими по крутым международным фестивалям.
Но будем смотреть на вещи широко и милосердно: молодым сегодня трудно пробиваться на экраны. На итоговой пресс-конференции едва ли не все российские режиссеры говорили о том, что деньги на свои дебютные фильмы они собирали по крохам, многие вкладывали в кино скудные личные сбережения, снимали без гонорара, на голом энтузиазме. И поддержка такого авторитетного киносмотра, как ханты-мансийский «Дух огня», для них жизненно важна. Будет серьезный посыл снимать новые фильмы.