Главная Культура 14:50 07 Марта 2016 3274
Манон Леско идет на войну

Метрополитен-опера сделала музыку Пуччини участницей Второй мировой

Сергей Бирюков

Метрополитен-опера показала 5 марта на весь мир прямую кинотрансляцию «Манон Леско». Несмотря на некоторые несуразности постановки, корреспондент «Труда» оценил cсоответствие ее великолепия прекрасной музыке Джакомо Пуччини.

«Манон Леско» — первая опера «настоящего» Пуччини (написанные до того «Виллисы» и «Эдгар» были лишь подступами к зрелому стилю мастера). По яркости тем и музыкальной драматургии она — вполне достойный конкурент суперпопулярным «Богеме», «Мадам Баттерфляй» и «Тоске». Но в нашей стране почему-то не получила такой же большой, как у них, сценической истории. Тем интереснее нынешняя работа одного из ведущих театров мира, которую 5 марта благодаря прямой кинотрансляции, организованной российским агентством CoolConnections, увидели зрители десятков городов России.

То, что это исполнение надо смотреть, было ясно хотя бы из-за одного имени Фабио Луизи в афише. Нынешнему главному дирижеру Метрополитен в равной степени подвластны практически все стили оперы второй половины XIX — начала ХХ века, от плакатного Верди до сложнейше закрученных партитур позднего Вагнера и Рихарда Штрауса. Разумеется, в этом ряду — и Пуччини, соединивший пластичность итальянской мелодики с напряженностью немецкой музыкальной драмы и роскошной красочностью французского оркестра. Веселый бег 1-го действия, предвосхищающего карнавальность 2-го действия «Богемы» или финал 1-го действия «Тоски», направляется Луизи с уверенностью мастера высшего пилотажа. Фуга в конце второго действия (лихорадочные метания героев в тщетной попытке бегства, которая закончится арестом Манон) — образец выстраивания сложного, стремительно мчащегося полифонического ансамбля. Сцена отправки в ссылку в третьем действии вырастает у Луизи в монументальную трагическую кульминацию, сравнимую с мощными народными сценами у Мусоргского. Не говорю уж о знаменитом антракте к третьему действию, который часто играется отдельно в концертах: проникновенной фразировкой и точными акцентами дирижер сделал эту инструментальную музыку поистине говорящей, подав как настоящий гимн обреченной, но непобедимой любви.

Но, конечно, главной приманкой для публики служат в этой опере замечательные сольные партии. И хорошо знакомая нашим зрителям латвийская певица-сопрано Кристина Ополайс (многим памятна ее Татьяна в «Евгении Онегине» Латвийской оперы на сцене Большого театра три года назад), и мировая звезда — французский тенор Роберто Аланья в ролях Манон и де Грие держат на себе драматургию постановки. Арии Манон во втором и четвертом действии срывают аплодисменты. Дуэты, особенно известный ансамбль из второго действия, когда волна любви накрывает героев в самом неподходящем месте — дворце богатого покровителя Манон г-на Геронта де Равуара, награждаются овациями. Оба исполнителя в них — как две сверхнапряженные струны, между которыми — поле огромной эмоциональной энергетики. Все в их пении замечательно, кроме единственной, но важной детали: на самых верхних нотах происходит срыв в крик, особенно у Аланьи. Если б Пуччини написал эти партии хоть на полтона ниже... Но тогда, наверное, пропала бы изрядная часть их эмоционального напряжения.

Великолепный контраст ведущей паре составляет британский бас Бриндли Шерратт — его Геронт, соблазняющий Манон богатством, а потом сдающий полиции за то, что предпочла ему молодого Грие, роскошен в своей брутальной самоуверенности и «обаятельном злодействе» (не его ли наследник в этом амплуа — знаменитый начальник полиции Скарпья из «Тоски»?).

Ну и завершает великолепный фасад музыкального здания хор (хормейстер Дональд Паламбо), так ярко проявивший себя в уже упомянутой сцене отправки ссыльных.

Роскоши этого фасада соответствует визуальное оформление. Британский режиссер Ричард Айр, сценограф Роб Хауэлл и художник по костюмам Фотини Диму, в соответствии с театральными обычаями последних десятилетий, приблизили действие, вообще-то происходящее в XVIII веке, к нашим дням. Конкретно — перенесли его в 1941 год. Видимо, чтобы заострить драму присутствием внешних сил подавления — нацистов. Ну и украсить сцену помпезной архитектурой первой половины ХХ века, живописными модами этого времени.

Решение в общем, что называется, «прокатывает», но некоторые детали вызывают вопросы. Нацисты, демонстративно изображаемые в их, так сказать, классическом облике, не снимают боевых касок, даже сидя в кафе. Притом проявляют удивительную пассивность: толпе французов ничего не стоит пусть в шутку, но напасть на них, и те бровью не ведут. А в кульминационной сцене отправки в ссылку Грие по воле режиссера устраивает самоубийственный трюк — размахивая отнятым у кого-то ружьем, кричит, что если его не возьмут на корабль вместе с Манон, будет очень плохо... Попробовал бы кто-то совершить подобный выпад в присутствии реальных нацистов во время реальной войны. Да от бедняги мокрого места бы не осталось. А его, как ни в чем не бывало, успокаивают и... берут-таки на корабль. Странные представления о нравах Второй мировой у Айра! Или в самом деле она в Европе настолько отличалась от того, какой была в России?

Правда, в конце герои оказываются на руинах того помпезного вокзала в Амьене, откуда пошло действие оперы. Все кругом до горизонта лежит в развалинах. Война как-то вдруг взяла свое, и для бедной умирающей Манон нельзя раздобыть даже глотка воды. Сильный, конечно, символ, но слабо мотивированный предыдущим ходом событий.

Впрочем, повторю, это лишь детали, в главном же спектакль вполне гармоничен с модерновой красотой и декадансной экспрессией партитуры. Здесь вкус Пуччини к благородной звуковой роскоши и Метрополитен-оперы к импозантной масштабности зрелища совпали.

Те, кто не успел убедиться в этом на прямой трансляции, имеют шанс проверить рецензента 20, 22 и 29 марта, когда кинотеатры покажут повторы. Правда, только в Москве. И еще 20 апреля проявило интерес к замечательной опере Пуччини подмосковное Фрязино. В остальных почти 40 городах — участниках проекта трансляций до конца сезона пройдет только «Турандот», кое-где дополняемая одним-двумя прочими названиями. Кризис?

Ближайшая же прямая трансляция — 16 апреля: «Роберто Деверё» Доницетти. Еще менее известная в нашей стране опера, чем «Манон Леско» Пуччини. Хотя две другие части «тюдоровской трилогии» Доницетти издавна у нас популярны: «Анна Болейн» и «Мария Стюарт». Зрителей «Леско» уже раздразнили показом фрагмента репетиций, где латвийская звезда-сопрано Элина Гаранча с сумасшедшим напором спела в дуэте с американским тенором Мэтью Поленцани. Это сцена встречи Роберта Деверё, фаворита Елизаветы I, с ее соперницей герцогиней Ноттингемской Сарой. Саму же Елизавету споет одна из мировых звезд бельканто — Сондра Радвановски. За дирижерским пультом — Маурицио Бенини. Режиссер и сценограф — британец Дэвид МакВикар. Тот самый, чей «Поворот винта» (опера Бриттена) в Мариинском театре получил «Золотую маску» в 2007 году. Хороший аргумент для того, чтобы не пропустить новый поворот в его, да и остальных участников постановки оперной карьере.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9472
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7167
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?