Фрески мирового значения оказались заклеены обоями...
Уникальная выставка проходит сейчас в Еврейском музее и центре толерантности — здесь показывают работы художника-авангардиста и беспризорника Василия Маслова. Именно его фрески осенью 2013 года активисты королевского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) обнаружили в незаконно сносимом Доме Стройбюро в Королеве, ранее здании Болшевской трудовой коммуны НКВД № 1, воспитанником которой и был Маслов.
К этой истории как нельзя лучше подходят слова «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Имя Василия Маслова, экспрессивного и талантливого графика, живописца и человека необычной судьбы, было фактически забыто. Родившийся в 1906 году и потерявший родных в начале Гражданской войны, он успел объездить страну в ящиках под вагонами, побывал студентом нескольких провинциальных художественных училищ и завсегдатаем главных музеев страны, вхутемасовцем и коммунаром Болшевской трудовой коммуны. Был другом Максима Горького, который разглядел его талант и помог молодому художнику. В 1937 году художника обвинили в участии в террористической организации и расстреляли. Ему был всего 31 год.
За недолгую жизнь он успел оставить небольшое, но важное художественное наследие: живописные полотна в духе позднего русского импрессионизма, графику на тему индустриализации, наброски больших росписей и вот — фрески Болшевской трудовой коммуны, которые долгое время считались утерянными. Нашли их случайно: королевский краевед Евгений Рыбак пришел в полуразрушенный Дом Стройбюро посмотреть, что осталось от памятника конструктивизма. В комнатах от сырости отклеились обои, и под ними Рыбак обнаружил работы Маслова — потускневшие от времени футуристические индустриальные пейзажи города-утопии — баржи, паровозы, мосты, плотины электростанций. Рядом — огромная фигура Ленина, указывающая путь в светлое будущее. Искусствоведы считают, что эта настенная роспись достойна лучших музеев мира, но в середине 30-х эти фрески были скрыты от глаз — советская художественная комиссия их не оценила.
Обнаружение фресок сейчас, спустя 80 лет после их фактической утраты, можно считать настоящим чудом. Дом Стройбюро, построенный в1928-1930 годах по проекту архитектора Аркадия Лангмана (автора стадиона «Динамо» и дома СТО — ныне здания Государственной думы РФ), находился в ветхом состоянии. После 1939 года, когда коммуну ликвидировали, в дом заселили обычных жителей Королева — и с тех пор фактически не ремонтировали. Ветхостью воспользовались девелоперы, решив, что вместо памятника конструктивизма, этого грандиозного свидетельства социального эксперимента 1920-х и трагической эпохи 30-х (большинство жителей коммуны были репрессированы и расстреляны, как и художник Маслов), необходимо построить типовую высотку. Здание оказалось под угрозой сноса — его девять раз поджигали, после последнего пожара к дому приехал экскаватор. Несмотря на запрет Минкульта, застройщик (ЗАО «Развитие-XXI») начал снос стены. Сейчас, во многом благодаря находке уникальных фресок Маслова, разрушение Дома Стройбюро приостановлено, и он внесен в список наследия, охраняемого государством. Теперь его планируют переоборудовать под культурно-просветительский центр.
Уточним: на выставке «Авангард трудокоммуны» сами фрески не показывают — они в очень плохом состоянии и находятся сейчас на реставрации в академии им. С. Г. Строганова. Вместо них — точная копия одной из фресок в сопровождении эскизов, материалов о жизни трудкоммуны, а также «источников вдохновения». Так, «своего» Ленина Василий Маслов писал со знаменитой скульптуры Ивана Шадра...
В 1933 году Болшевскую трудкоммуну посетила художественная комиссия, заключившая: «Декоративные панно и стенные росписи не продуманы, страдают сумбурностью композиции и неудачными попытками введения декоративных элементов в виде окрашенных в резкие тона кристаллических фигур». Фрески Василия Маслова были скрыты за обоями.
Мнение современных экспертов противоположно. Директор Центра авангарда при Еврейском музее Александра Селиванова уверена, что найденная роспись — настоящий шедевр музейного уровня. Она проводит аналогию с фреской, сделанной великим мексиканским художником Диего Риверой в нью-йоркском Рокфеллер-центре — та, кстати, до наших дней не дошла, и никакое несчастье уже не помогло. Ривера делал свою масштабную работу «Человек на перепутье» примерно тогда же, когда и Маслов — в 1934 году. Их работы во многом схожи — и яркостью исполнения, и сюжетом: у обоих главным героем был Владимир Ильич Ленин, темой — светлое будущее, в котором машины будут служить человеку и все люди обретут равенство. Но из-за конфликта с заказчиками, семьей Рокфеллеров, Ривера так и не завершил фреску: девять месяцев ее скрывали от публики, после чего в ночь с 9 на 10 февраля 1934 года уничтожили, стерев в порошок. Рокфеллеры посчитали ее «излишне коммунистической», заражающей умы «красной чумой». Так на разных концах планеты, в противоборствующих государствах с враждебными идеологиями очень похожими способами боролись с неугодным искусством.
И вряд ли ситуация с тех пор сильно изменилась. Разве отмены гастролей артистов по политическим мотивам — не явление того же порядка, что уничтожение фресок?