Сегодня самый-самый модельер России Слава Зайцев отмечает сразу две торжественные даты: 50-летие творческой деятельности и 30-летие со дня основания своего Дома моды. Неслучайно эти события происходят в преддверии Дня женщин, ради которых прежде всего и работает мастер. Чем не повод поговорить?
— Вячеслав Михайлович, как вы попали в мир моды?
— Совершенно неожиданно. Мальчишкой мечтал быть артистом, потому что у нас в Иваново был очень сильный театр оперетты. Во Дворце пионеров я пел, танцевал, декламировал. Но обстоятельства сложились так, что я поступил в местный
Самым интересным для меня было создавать образы. Я рисовал фигурки девушек, парней, образы возникали совершенно неожиданно — на улице, дома, во сне.
Я буквально жил в этом мире. Решил перейти на отделение моделирования одежды. Но, когда после института пришел на швейную фабрику Мособлсовнархоза, испытал огромное разочарование. Показал коллекцию яркую, необычную: вместо серой унылой спецодежды предложил цветные телогрейки, разноцветные валенки. А меня поставили делать из неликвидов одежду для ширпотреба!
— Как же вы сумели изменить вкус у целой страны, у советской женщины — прямо скажем, в ту пору не самой элегантной в мире?
— Я был нахален и целеустремлен. Колесил по всему Советскому Союзу с лекциями — объездил Россию, Грузию, Армению, Азербайджан, Украину, Белоруссию:
Например, приезжал в московский магазин «Светлана» на Кузнецком Мосту для того, чтобы прочитать лекции продавщицам, как правильно одеваться. Сегодня поражаюсь собственной наглости: как я мог брать на себя ответственность обучать культуре одежды, когда сам еще только приобщался к ней? Правда, перед этим прошел курс истории костюма — начиная с Древнего Египта, Японии, Китая. Самостоятельно освоил огромный материал, который помог мне в дальнейшей работе.
Эти встречи дали мне много — прежде всего почувствовать запросы людей. И понять важную вещь: любой человек достоин того, чтобы быть красивым.
— Все советские звезды эстрады одевались у вас. С кем вам работать было интересно, а с кем трудно?
— Интересно было с Эдитой Пьехой, я работал с ней восемь лет. Она человек творческий, к тому же полностью соответствовала моим представлениям о женственности. Алла Пугачева — ярчайшая личность, которая имеет право на собственный вкус, но найти точки соприкосновения с ней сложнее. Тем не менее мы и по сей день остаемся большими друзьями. Были у меня очень интересные контакты с великими актрисами, которым я делал костюмы и для жизни, и для сцены, — с Любовью Орловой, Марией Бабановой, Ангелиной Степановой, Галиной Улановой, Людмилой Зыкиной, Мариной Нееловой, Галиной Волчек: Это я о женщинах говорю. А были и мужчины — Магомаев, Кобзон,
— Кого бы вы назвали примером хорошего стиля?
— Для меня им всегда была Людмила Гурченко. Прекрасным вкусом обладает Ирина Понаровская. Великолепный стиль у Ренаты Литвиновой. Из телеведущих отмечу Арину Шарапову.
— Существует ли русский стиль в моде?
— Я живу в России, и мне очень важно быть полезным русским людям. Мечтал сделать красивую, стильную одежду повседневной, массовой. К сожалению, не получилось. Засилье западной культуры настолько активно проявляется, что мы все дальше уходим от национального стиля в моде. Русский стиль в одежде предполагает отсутствие вульгарности. Русский костюм удивительно прост по своей природе, но в то же время сколько цвета, радости, жизни было в его крое, отделке, фурнитуре! В советскую пору повального дефицита мы превратились в толпу безликих, бесцветных людей. Потом джинсы захламили улицу, массовка победила… Это не только наша
— Как бы вы определили основные тенденции современной русской моды?
— Русской моды, увы, нет. У нас исчезла практически вся текстильная промышленность. Одеваемся за счет импорта. Хотя в России много талантливых людей, которые способны поднять эту культуру, но нужна единая система. Поэтому мы создали Национальную академию индустрии моды, которая займется развитием этой индустрии. Основная задача — донести до людей новую эстетику, которую предлагают молодые художники. Их много, но все они работают поодиночке.
— Расскажите об особенностях модной коллекции
— В этом году ожидается нашествие принтов. Новые цифровые технологии дают художникам неограниченные возможности украсить ткань любым узором. Поэтому и у нас, и на Западе будет много цветных рисунков на тканях. Грядет настоящий цветочный рай! Длина — самая разная: и мини, и миди, и приталенные платья с удлиненной юбкой, и платья до середины икры, которые женщине дают возможность чувствовать себя воздушной, легкой, создают романтичный образ. У меня готовится потрясающая льняная коллекция. Лен в нашей национальной традиции. Я сознательно построил коллекцию на четырех цветах — белом, красном, синем и желтом. На их фоне могут быть рисунки в горошек, в цветочек, в полоску, в клеточку — есть масса вариантов.
Как всегда, остаются в моде
— Вам не кажется, что женская мода становится более агрессивной?
— Это связано с тем, что сегодня женщина вынуждена быть сильной. Она пришла в парламент, в бизнес, стала депутатом, лидером, и это вносит коррективы в стиль. В основном это касается женщин у власти — они, как правило, ходят в классических пиджаках, строгих костюмах, и даже платья у них более строгие, чем обычно.
— Главное правило элегантности и хорошего вкуса от Вячеслава Зайцева?
— Считаю, что классика в одежде — всегда знак хорошего вкуса. Она подходит и для женщин, и для мужчин, позволяет человеку в любое время быть модным. Если говорить про женщин, то это брюки или юбки. Белая сорочка украсит любого мужчину и любую женщину. Женщина может надеть белую накрахмаленную сорочку, узкую юбку или брюки, поясок, подчеркивающий присутствие талии, черные чулочки, туфельки. Макияж: губы красные или