Молодой человек Дмитрий, три года назад окончивший географический факультет МПГУ, уже успел сделать в гостиничной отрасли, куда пошел работать сразу после вуза, неплохую карьеру. Помог метод перебежек. "За три года я менял место работы шесть раз. Начинал с должности швейцара и зар-платы 6000 рублей. В тот момент, когда видел, что перерос свою должность, я шел в другую гостиницу, где были открыты интересные мне вакансии, каждый раз повышаясь в должности и зарплате. Сейчас работаю в Crown Plaza на должности head of concierge - контролирую работу службы швейцаров - и получаю до 55 тысяч рублей. Сидя на одном месте, я бы так не вырос. А вообще среди коллег нормой считается минимум раз в год сменить место работы".
Его коллега Александр за те же три года сменил "всего" три отеля (среди которых Mariott Grand Hotel, Holiday Inn Moscow Sokolniki, "Украина", The Ritz Carlton) и одну профессию - из портье переквалифицировался в консьержа. "В каждой новой гостинице мне платили больше, чем в прежней", - констатирует он.
Найти ударника гостиничного труда из линейного персонала, продержавшегося на одном месте длительное время, было нелегко. Швейцар Дмитрий проработал аж пять лет в отеле Mariott Royal Aurora. Но и он готов сменить место работы, "как только найдет вакансию с перспективами роста".
Менять работодателей и без проблем находить новую работу с более высоким заработком позволяет тотальный дефицит кадров. "В основном недостает рабочих специальностей. Мы в данный момент, например, не можем найти повара и горничную. Для первого необходимо соответствующее образование, для второй - опыт работы в гостиничном бизнесе хотя бы год", - рассказывает Анастасия, менеджер по подбору персонала Mariott Grand Hotel. Сегодня гостиницы активно пользуются услугами кадровых агентств, а ведь еще пару лет назад обходились своими силами.
Самыми дефицитными работниками являются официанты и горничные. А вообще открытые вакансии есть практически во всех отелях и на всех позициях, включая и менеджеров среднего звена (супервайзеров и ассистентов руководителей) и узкопрофильных специалистов, например работников инженерной службы.
Большое количество вузов, подготавливающих рабочих отрасли гостеприимства (Институт гостиничного бизнеса и туризма РУДН, Академия туризма и гостиничного бизнеса Университета Натальи Нестеровой и другие) оказалось неспособно компенсировать дефицит гостиничной индустрии. Например, в Санкт-Петербурге, по данным компании "АНКОР" за 2006 год, из 1300 выпускников гостиничных, педагогических и лингвистических институтов 60% пошли работать в сферу гостеприимства, но лишь 10% проработали больше года.
"За последние пять лет престиж работы в гостиничной сфере сильно понизился. У молодых людей появились более заманчивые предложения со стороны банковского сектора и розничной торговли, где предлагают более высокие зарплаты", - считает Виктория Ташбаева, руководитель отдела по работе с предприятиями индустрии гостеприимства кадрового холдинга "АНКОР".
Дефицит кадров и текучка (в Москве, например, он доходит до 70%) дают прек-расную возможность сделать карьеру в гостиничном деле. По отзывам как экспертов, так и работников гостиниц, в отрасли вполне реально за два-три года дорасти до руководящей должности и соответствующей зарплаты. Тем более что берут на работу в гостиницы на низшие позиции сегодня практически всех желающих. В отелях создана пусть и неофициальная, но серьезная система наставничества. Если ты хочешь работать, но что-то еще не умеешь, то "старшие" тебе помогут, объяснят, научат.
Собственно, этим и пользуются мобильные карьеристы. Обучаются всем премудростям в одном месте, а потом тут же уходят в другой отель, добавив в резюме наличие профильного опыта. И почти гарантированно получают на 30% больше.
ЗАРПЛАТЫ
Обязанности и минимальные ежемесячные чистые доходы наиболее дефицитных профессий, без учета чаевых, в рублях
Официант 9 600 Прием заказов от клиентов ресторана
Швейцар 10 000 Встреча гостей, размещение багажа
Консьерж 11 000 Организация досуга гостей
Горничная 15 500 Уборка помещений гостиницы
Портье 16 900 Организация размещения гостей
Менеджер ресторана 22 000 Контроль работы официантов, ведение отчетности
Источник: "Анкор"