СШИТ КОЛПАК ПО-КОЛПАКОВСКИ

Михаил Зурабов снова увернулся от стрел, направленных в его адрес. Как только разразился скандал вокруг программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и потребовались жертвы, все ждали отставки именно Зурабова. Но глава правительства назначил виновным другого: с должности уволен руководитель Росздравнадзора Рамил Хабриев. А министр здравоохранения и соцразвития по-прежнему на коне.

Зурабов уже заявил, что поставки по программе ДЛО сорваны по вине нескольких руководителей облздравов ("За два года можно было навести у себя порядок"), которые в ближайшее время будут отстранены от должности. Другими стрелочниками названы врачи, которые выписывают слишком много рецептов и тем самым "наносят ущерб федеральному бюджету". Теперь следует подписать соглашение с Федерацией о том, что "в случае установления фактов некорректной выписки лекарственных препаратов ущерб будет финансироваться за счет субъектов Федерации". Сейчас за эти ошибки придется расплачиваться фармкомпаниям. На них государство собирается списать убытки. А должок - 40 миллиардов рублей, и вернуть обещают лишь половину.
Какие еще экстренные меры предлагает министр, чтобы в ближайшие две недели поправить ситуацию с лекарствами? Например, сформировать поименные списки больных, страдающих специфическими заболеваниями, которые требуют дорогостоящего лечения. Определить базисный набор препаратов для каждой категории. Подключить к контролю над выпиской рецептов страховые компании. Спрашивается, почему же два года назад, когда запускали программу ДЛО, этого не сделали? По словам Зурабова, такой план действий он предложит в ответ на ультиматум депутатов, которые грозят ему отставкой.
Сенаторы тоже вставили лыко в строку. Мол, отставка ничего не даст, не надо было сливать два министерства - здравоохранения и соцразвития - в одно. То есть теперь надо их разделить. В общем, очередная волна возмущения утонула в словопрениях. А в аптеках как не было лекарств по рецептам, так их и нет. Неужели кто-то верит, что за две недели можно исправить то, что напортачили за два года, сколько существует программа ДЛО?
Среди заболеваний, лечение которых нельзя откладывать, называют муковисцидоз, гемофилию, рассеянный склероз и еще два-три диагноза. При этих болезнях дорогие лекарства нужны каждый день, без них больные погибают или становятся тяжелыми инвалидами. Дмитрий Медведев заявил, что каждого такого пациента надо "знать персонально", и пообещал выделить лечение этих заболеваний в отдельную программу.
На верхних этажах власти страсти вокруг таблеток кипят не первый день. А что думают об этом сами больные? "В чем виноват Зурабов, мы толком не знаем, могу только сказать, что он никогда не стремился к общению с пациентами, - говорит руководитель организации "Помощь больным с муковисцидозом" Ирина Мясникова. - Вот у Рамила Хабриева недавно возник интерес к точной информации о льготниках, у нас запросили списки больных. А как вообще можно было начинать программу ДЛО, не имея точных данных ни о пациентах, ни о лекарствах, которые им нужны? А сейчас говорят, что эти диагнозы решено вывести в отдельную программу! Но ведь законодательной базы нет, и она не возникнет за неделю! Мы очень боимся, что выведут нас в чисто поле: из одной программы уберут, а другая пока не создана"...
"То, что сейчас происходит - это катастрофа, - говорит Марина И., мама пациента с муковисцидозом (фамилию просила не называть). - Сыну 18 лет, только на лекарства нам нужно больше 1000 долларов в месяц. Многие годы выживаем из последних сил, лет пять нас поддерживали иностранцы - сначала два года моего сына обеспечивала лекарствами женщина из Италии, потом нашелся добрый человек в Англии. Писали письма о помощи, получали препараты через международные фонды. Еще какое-то время средства на лекарства давали регионы. Наконец, года два мы действительно получали препараты по программе ДЛО. Только чуть вздохнули - и опять обвал. С конца прошлого года нет почти ничего. А теперь обещают решить проблему чуть ли не за две недели. Как? Или у чиновников появилась волшебная палочка?"
Похоже, разборки вокруг льготных лекарств только начинаются. Депутаты и чиновники ожесточенно спорят, кто больше виноват в хаосе - Зурабов, Хабриев или кто-то еще, чье имя пока не названо. А у Марины забота одна, и самая главная: сегодня, завтра, послезавтра сыну нужно дать лекарство...
Звонок в Нижний Новгород
На вопрос, сколько людей потеряли здоровье из-за отсутствия необходимых препаратов для льготников, пресс-секретарь областного департамента здравоохранения Дмитрий Тогузов ответил кратко: "Мы такой статистики не ведем". Но знакомый на станции "скорой помощи" заявил, что люди из-за того, что не смогли получить бесплатные лекарства, гибнут "сплошь и рядом". Причем причина смерти указывается иная - сердечная недостаточность, например. Как не учитывается и то, сколько лекарств льготники покупают за свой счет. Пенсионерка Галина Васильевна Кузнецова, например, страдающая диабетом второго типа, откладывает на аптеку треть мизерной пенсии.
Даже по официальным данным, число просроченных рецептов льготников в Нижнем Новгороде перевалило за 10 тысяч. И сколько человек потеряли жизнь из-за чиновничьего равнодушия, сказать действительно невозможно...