РУССО СИНЬОРИТА РУССО СИНЬОРИТА

Наши женщины могут, когда захотят. Много больше, чем можно представить. Без помощи мужчин, и даже Отчизны. Доказательство - собранные нашим специальным корреспондентом три истории успеха: врача, оперной певицы и переводчика.

РОССИЯ НАВЕЩАЕТ САМА
- Мне было 23, когда у меня умер отец, - рассказывает "Труду" Ольга ПАЛУМБО. - Я в 1990-м летела в Швейцарию на конгресс офтальмологов. Рядом сел итальянец и поздоровался голосом моего отца...
С конгресса Ольга не вернулась. Вышла замуж, поселилась в Лугано - итальянской части Швейцарии. Язык дался легко на основе медицинской латыни. Несмотря на протест мужа, устроилась работать в Центральный госпиталь города, в приемный покой. Через полгода у главного врача госпиталя на столе лежало три десятка заявлений от подопечных: "Прошу перевести мою медицинскую карточку к доктору из России". Ольге дали кабинет и практику. Она проводила на работе по 12 часов в день; муж с ней развелся. Зато любовь начальства выросла настолько, что через год Ольгу послали в ординатуру по специальности психиатр. В 1997 году она стала заведующей психиатрическим отделением госпиталя Лугано. А в 1998-м влюбилась в русского туриста, бросила все и вернулась в Москву.
Где в Швейцарии лучший протезист? Где лучший хирург? Где уменьшить желудок и сделать коронарное шунтирование? - напали на Ольгу московские знакомые мужа.
- Сначала я помогала бесплатно, но скоро консультации стали занимать по несколько часов в день. Муж посоветовал мне создать компанию по сопровождению русских, которые выезжают в Швейцарию на лечение.
Ольга вернулась в Лугано и создала клинику "Медикал Брокер". Ее клиенты - состоятельные русские. На психиатрическую практику времени нет, но прежним пациентам Оля не может отказать в приеме. Живет она в большом собственном доме в Лугано, с тем самым мужчиной, из-за которого 9 лет назад бросила все. Они счастливы, и у них дочь. А Россия, по которой Ольга скучает, навещает их сама.
МИМО ДЖУЗЕППЕ
На родине у Ольги ЖДАН не клеилось и не ладилось. В Питерскую консерваторию приняли только в 30, но и по окончании работать приходилось в хоре. Ни денег, ни известности, ни перспектив. Победа в трех итальянских конкурсах по вокалу в Италии в начале 90-х не интересовала местных антрепренеров, словно и не было тех побед. Из "Метрополитен-опера" звонили: "Не споете ли для нас, синьорита, мы вам дорогу оплатим, гостиницу и контракт хороший заключим". Оля отказывалась - Россия была для нее всем, и только здесь она хотела петь. Но Россия Ольги не замечала.
- А в 99-м я развелась с мужем и тогда подумала: может быть, судьба моя жить в Италии, потому что здесь - явно не судьба. Еще поговорка все крутилась: "сорок пять - баба ягодка опять".
В общем, в 42 года Ольга приняла приглашение итальянцев. С тех пор никакого хора - только вокал. И еще учеба. Через год она экстерном сдала экзамены Наваррской консерватории и получила возможность давать частные уроки по вокалу. В 2002-м ее зачислили студенткой отделения "дидактики" Миланской консерватории.
- Я не верила происходящему, - звенит ее голос, летящий с берегов Средиземного моря. - В свое время Джузеппе Верди не приняли в Миланскую консерваторию, а Ольгу Ждан взяли с первого раза.
А в 2003 году учителя заметили, что учиться Ольге у них больше нечему - школа Валентины Максимовой заслужила еще один высший бал.
За 3 года до этого, после сольного гала-концерта Ждан в Милане к солистке подошел валторнист из оркестра и сказал на ужасном русском: "Увидев вас, я ничего больше не могу думать и вот-вот разучусь играть на валторне". В том же году они поженились. Сегодня Ольга с мужем живут в интерланде Милана - Кассино де Пекки. У них 3-комнатная квартира с двумя ванными комнатами, концертное пианино и 5-килограммовый кот. Ольга преподает вокал в двух частных миланских школах (50 евро в час) и поет сольные концерты с Симфоническим оркестром Джузеппе Верди. Она собирается купить квартиру в Петербурге, ведь победителем так приятно приезжать домой.
ЛА СКАЛА ДЛЯ ДУШИ
Родители увезли Анну ЭСТЕРОВИЧ в Израиль в 1971-м, когда девушке было 20.
- Я была смелой до дерзости, сейчас страшно вспомнить, - признается она "Труду". - Через 1,5 года, в 1972-м, уехала в Милан, даже не зная итальянского. Не нравился мне Израиль.
Начала активно учиться и через 3 месяца преподавала русский язык в качестве штатного преподавателя Миланского университета. Через год Анну пригласили поработать переводчиком в Ла Скала. Она познакомилась с Любимовым и проработала его личным ассистентом 11 лет. Потом сотрудничала с Джорджио Стеллером, Боровским, Додиным, Васильевым, Дэвидом Карсоном и многими другими.
Помимо работы переводчика и ассистента, Анна организовала собственную переводческую компанию "ESA", которая стала весьма успешной.
Вот уже лет 15, как Анна решила свои финансовые проблемы и работает с театрами Ла Скала и Пикколо для души. В ее задачи входит адаптация прибывшей на гастроли труппы, то есть знакомство с Миланом и с театром: пошивочным цехом, гримерными, цехом париков, декораций, бутафории. Задача хлопотная, ведь в Ла Скала полторы тысячи штатных сотрудников.
Три года назад Анна решила что-нибудь в жизни изменить и снова стала преподавать русский язык и литературу. Теперь в Миланском Католическом университете. Она говорит: "Время уходит. Я сделала для себя вывод: чтобы не подступала старость, надо как можно чаще общаться с молодежью".
Накануне женского праздника журнал "Финанс" назвал 40 самых успешных в бизнесе российских женщин. В списке дамы только до 40 лет и только те, что делали карьеру сами, - нет родственниц больших чиновников и олигархов, которые пользуются административным и финансовым ресурсом сильного пола.
Как выяснилось, чаще всего наши бизнес-вумен добиваются успеха в роли топ-менеджеров крупных компаний. Это, как правило, предприятия, работающие в сфере торговли, финансовых услуг, недвижимости, а также издательского бизнеса. Гораздо реже путь к вершине для современной деловой женщины открывает карьера чиновника.
Заметим, что даже по совокупному состоянию 40 самых успешных женщин не сравнятся с самой известной бизнес-вумен, женой столичного мэра Еленой Батуриной (6 млрд. долларов). Самая богатая из списка - Ольга Белявцева, член совета директоров и владелица крупного пакета акций компании "Лебедянский", имеет "всего" 300 млн. долларов, а остальные и того меньше. Зато все без исключения деловые женщины уверены, что они состоялись как специалисты и карьера им вполне удалась. Видимо, и впрямь не в деньгах счастье.
НА "СЛАБОМ ПОЛЕ" ВСЕ ДЕРЖИТСЯ
Согласно последней переписи женщин в России на 10 миллионов больше, чем мужчин. И живут они дольше представителей сильного пола, и даже высшее образование получают чаще. Но вот достаточно ли этого для женского счастья?
Владимир РЫЖКОВ, депутат Госдумы:
- У нас слабый пол ощущает дискриминацию. По статистике почти четверть бизнесменов - женщины, но при этом в России нет ни одной женщины-министра и только одна из них губернатор - Валентина Матвиенко. У нас в парламенте дам менее 10 процентов, тогда как среди законодателей в скандинавских странах слабый пол составляет добрую половину. Государство призывает их больше рожать, но давайте честно признаем: женщине с ребенком сегодня запросто отказывают в приеме на работу. Так чаще всего и происходит.
Но я верю, что все устроится. И предлагаю поднять тост за главную мечту каждой из женщин - за любимых мужчин и детей, чтоб были всегда рядом и не огорчали.
Вилен ИВАНОВ, первый заместитель директора Института социально-политических исследований РАН:
- Я давно заметил, что женщины старательнее, добросовестнее, организованнее нас. Среди преподавателей вузов их свыше половины, в гуманитарных институтах Академии наук - более 40 процентов. В науке на чужом горбу и административном ресурсе далеко не уедешь. Здесь надо до всего доходить своим умом. И это наши ученые дамы умеют прекрасно. Вот только зарабатывают в среднем по 5-7 тысяч рублей, даже меньше дворников.
Записала