"ГОРБАТАЯ ГОРА" РОДИЛА МЫШЬ

Все прогнозы рухнули в одночасье. Как известно, большинство наблюдателей ставили в оскаровской гонке на фильм "Горбатая гора" режиссера Энга Ли.

Этот нашумевший фильм о любви двух ковбоев-геев проходил в оскаровских списках по 8 номинациям. К моменту пышной и яркой оскаровской церемонии он уже был удостоен "Золотого Льва" в Венеции, "Золотого глобуса" в самой Америке, наконец, премии нью-йорских критиков и еще доброй дюжины наград различного достоинства. Но по-здоровому консервативные американские киноакадемики "Горбатую гору", в сущности, прокатили. Эта лента завоевала 3 премии - за сценарий-адаптацию, за музыку и за режиссуру, но "Оскар" за лучший фильм ушел к продюсерам фильма "Столкновение".
Создатели этой картины, которая получила вдобавок премии за лучший оригинальный сценарий и за лучший монтаж, взяли на себя роль триумфаторов оскаровской церемонии. Хотя, говоря по совести, явного лидера киногода в этот раз попросту не оказалось. Сразу четыре ленты получили по три "Оскара", дав повод говорить о торжестве бессмертного принципа "всем сестрам по серьгам". Похоже, времена, когда один фильм собирал по 8, а то и 11 "Оскаров", канули в прошлое - вместе с великими фильмами. Ни уже упоминавшиеся фильмы "Горбатая гора" и "Столкновение", ни тем более "Мемуары гейши" на пару с "Кинг-Конгом", получившими по три "Оскара" во второстепенных номинациях, к великим фильмам отнести, к сожалению, нельзя. И это главный итог нынешней оскаровской гонки. Из 400 снятых в Голливуде лент не нашлось ни одной, которая была бы интересна всем: и академикам, и простой публике, и критикам, и кинопрокатчикам.
Все надеялись, что такие фильмы снимут признанные корифеи Голливуда - Стивен Спилберг и Вуди Аллен. Но фильм первого "Мюнхен", посвященный проблеме терроризма, оказался попросту скучен, а новая работа Вуди Аллена своими сюжетными поворотами во многом повторяет коллизии знаменитой "Американской трагедии" Драйзера. В итоге живые киноклассики остались ни с чем.
В отличие от блистательного режиссера Роберта Олтмэна, который был увенчан "Оскаром" за выдающийся вклад в киноискусство. Его фильмы "МЭШ", "Нэшвилл", снятые в семидесятые годы, до сих пор поражают остротой мысли, виртуозностью кинематографического письма, яркостью формы, напоминая о подлинном величии Голливуда. Величии, которое, похоже, осталось в прошлом...