ТАКСИ ПИКИРУЕТ НА КРЫШУ

На такси теперь можно будет прокатиться не только по городским улицам, но и по воздуху. В России дан старт программе развития малой авиации, которая будет осуществлять перевозки VIP-персон на коммерческой основе.

Первый легкий самолет М-101Т приняла в эксплуатацию от нижегородского авиазавода "Сокол" компания "Авиа Менеджмент Групп", взявшаяся за осуществление проекта. Машина способна взять на борт до шести пассажиров. Как подсчитали экономисты, удовольствие не из дешевых. Воздушное судно стоит 1,3 миллиона долларов. Путешествие на нем обойдется каждому пассажиру в 15-23 рубля за километр. В ближайших планах компании приобрести до конца 2007 года около 50 таких самолетов, а в перспективе, если проект окажется жизнеспособен, парк может составить примерно 250 машин.
Пока мини-авиацию планируется пустить в Центральном, Приволжском и Северо-Западном регионах. Особая зона - Москва и ближайшее Подмосковье. Но над столицей полеты исключены. В планах компании "Атлант-Союз", отвечающей за реализацию комплексной программы развития московского авиатакси, пока только вертолетный парк. Специальные площадки будут построены в "Москва-Сити", Лужниках, Нагатинской пойме, на Ходынке, в Крылатском и ряде других районов - всего около 20. Маршруты планируется проложить в основном над водой, в стороне от крупных жилых массивов, и по каждому из них будут осуществляться всего по два-три полета в день. Так что неудобства жителям этот проект не доставит.
Но его реализация может быть отодвинута на неопределенный срок. Из-за террористических угроз эксперты требуют свести риск от малой авиации с минимуму. А это непросто. Еще полтора года назад командующий войсками Командования специального назначения (бывш. Московский округ ПВО. - Ред.) генерал-полковник Юрий Соловьев в беседе с корреспондентом "Труда" выражал крайнюю озабоченность тем, что над Подмосковьем "развелось слишком много хулиганов". Они, по его словам, зачастую не регистрируют самолеты и вертолеты, летают без заявок, сплошь и рядом нарушают Воздушный кодекс.
У военных экспертов есть большие опасения: авиатакси могут стать угрозой безопасности столицы и прилегающих к ней регионов. По ныне действующему законодательству воздушное пространство над Москвой является запретной зоной. Полеты здесь разрешены только воздушным судам МЧС, и то в случае форс-мажорных обстоятельств. Как считает помощник главкома ВВС полковник Александр Дробышевский, система ПВО, развернутая в Центральном регионе, является системой боевого режима, и ее применение для радиолокационного контроля полетов авиатакси будет крайне дорогостоящим и экономически нецелесообразным. Придется отвлекать средства ПВО для решения не свойственных им задач.
- В случае захвата самолетов террористами мы можем сработать только как "пожарная" команда, - говорит Александр Дробышевский. - Если, допустим, гражданский самолет внезапно изменил курс в сторону атомной электростанции, его принудят к посадке истребители-перехватчики, а если в нем нет заложников, то собьют. Но в случае с авиатакси эта задача осложняется. Ведь ПВО создавалось для борьбы с внешним врагом, а не с "внутренним". Позиция руководства ВВС такова: пока не будут созданы необходимые условия безопасности в воздушном пространстве над Москвой и другими крупными городами, плановые полеты воздушных "извозчиков" невозможны.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ
Константин ЗОРИН, заместитель генерального директора авиакомпании "Атлант-Союз":
- Проект по открытию в Москве и регионах линий воздушного такси согласовывался со всеми компетентными органами, отвечающими за авиационную безопасность. В том числе - с Министерством обороны. Могу заверить, что над столицей будут летать машины повышенной надежности - вертолеты с двумя двигателями и только по утвержденным маршрутам. А на каждой вертолетной площадке оборудуют терминал, где пассажиры пройдут контроль не менее жесткий, чем в любом крупном аэропорту. По нашим планам за каждым винтокрылым такси будет следить особая система непрерывного наблюдения, которая исключит отклонение машины от курса. Появления воздушного такси в столице вряд ли стоит ожидать до конца нынешнего года.
Олег НЕЧИПОРЕНКО, эксперт Международной антитеррористической тренинговой ассоциации:
- Хотя новый закон о противодействии терроризму был основательно доработан, в нем все же остались упущения. Появление воздушных такси может вступить в определенное противоречие с пунктом 7 этого закона. Он позволяет сбить летательный аппарат при угрозе удара по жизненно важным объектам. Ведь там идет речь просто о воздушном средстве и не уточняется, какое оно - большой пассажирский лайнер или малоразмерный легкомоторный самолет, вертолет. Я уже не говорю о том, что отследить в небе небольшой самолет или вертолет достаточно проблематично.