Валерий РЮМИН:
- Знаете, если человек своей работой не увлечен, если лишь отбывает "трудовую повинность", то тогда, наверное, и дома при упоминании служебных дел он будет раздражаться, злиться. Но когда этим живешь, то, наоборот, не можешь не думать о работе - и дома, на отдыхе. От этого никуда не денешься. Хочется поделиться, обсудить то, что тебя волнует. Для нас с Леной общность интересов - только плюс, причем большой плюс. Чему я очень рад... Вот сейчас подумал: если бы у меня жена была, допустим, балерина, - о чем бы я с ней говорил?
- Есть ли у вас увлечения, не связанные с работой?
- Конечно. Прежде всего это природа: лес, грибы... И здесь у нас с Леной тоже совпадение интересов. Специально купили домик во Владимирской области, под Муромом, чтобы можно было побродить по настоящему лесу, в глухомани, где редко встретишь кого-либо.
- Вы были против полетов супруги в космос, долго отговаривали ее, понимая, насколько это опасно. Но она настояла на своем. А ведь могли, используя свое служебное положение, просто "не пропустить" ее в отряд. Всегда ли уступаете жене? И вообще, кто у вас в семье, если не секрет, на капитанском мостике?
- Да нет капитанского мостика. Я бы сказал, у нас равноправие. В каких-то случаях я уступаю Лене, в других - она, но всегда находим общий язык. Я не сторонник домостроя, уверен, что семья должна строиться на демократических основах. Что же касается космического полета Лены, то мне действительно не хотелось подвергать жену такому риску. Втайне надеялся, что, может быть, не пропустит медицинская комиссия или Лена не сдаст какой-нибудь сложный экзамен. Но она все преодолела. Долго отговаривал, однако в конце концов отступил: если у человека есть мечта, нельзя лишать возможности осуществить ее.
- А по дому помогаете? Ну, скажем, яичницу утром пожарить...
- Почему яичницу? Я и борщ сварю, и с любым мясным блюдом справлюсь. Признаться, даже люблю готовить. А, например, плов вообще никому не доверяю, только сам. Это, между прочим, требует мастерства, можно сказать, искусства. На Востоке не зря считают, что приготовить плов может только мужчина. Вообще, мужик все должен уметь - пуговицу пришить, крюк в стене укрепить, водопроводный кран починить...
- Кто у вас обычно готовит завтрак?
- По-разному. Но так как я привык вставать рано - часов в 6 утра, а то и в 5, то для меня не представляет труда заняться завтраком.
- А ужин?
- Кто раньше придет, тот и идет на кухню.
Елена КОНДАКОВА:
- Замечательно, что у нас с Валерием одни и те же профессиональные интересы. Это не осложняет, а скрашивает жизнь. Космонавтика - особая сфера деятельности, которая по определению не может быть скучной.
- Считаете ли вы, что судьба благоволит к вам?
- Космонавты, как и летчики, подводники, люди в какой-то мере суеверные. Боюсь сглазить, но если постучать по дереву, то могу сказать, что судьба складывается счастливо. Конечно, бывают и неприятности, и трудности, но по большому счету грех жаловаться. Много ли, например, на планете женщин, которые дважды побывали в космосе? И личная жизнь, тьфу-тьфу, складывается удачно.
- Что для вас космос? Почему, несмотря на жесткую позицию Рюмина, вы все-таки настояли на своем и полетели на орбиту?
- А зачем альпинисты поднимаются по опасным отвесным скалам? Зачем рискуют подводники? Преодолеть, сделать то, что многим другим недоступно, ощутить вкус победы... А космос притягивает неизмеримо сильнее гор. Когда видишь земной шар с космической орбиты, испытываешь ни с чем не сравнимое чувство. Наверное, и в характере должно быть что-то; может быть, некое авантюрное начало...
- Первый ваш космический полет длился 169 суток, хватило, наверное, времени полюбоваться Землей. Зачем вы полетели во второй раз?
- Я готова отправиться в эту бескрайнюю бездну и еще раз, и еще... Когда работаешь на орбитальной станции, то уже через месяц начинаешь скучать по Земле, а вернувшись, вскоре вновь мечтаешь о космосе.
Что касается второго полета, то помог случай. Я отправилась в 1996-м в США в служебную командировку. В одной из совместных рабочих групп надо было согласовать графики тренировок экипажей, подготовку документации. Однажды после работы мы разговаривали о чем-то с Чарлзом Прекортом, назначенным командиром "Атлантиса" STS-84. Он, между прочим, с досадой заметил, что хотел включить в экипаж Анатолия Соловьева, с которым уже раньше летал на шаттле, однако российского космонавта Росавиакосмос утвердил командиром длительной экспедиции на станцию "Мир". Вот вакантным пока и остается кресло на "Атлантисе". Ни секунды не думая, я предложила: "Чарли, возьми меня". В США одного из членов экипажа может предложить сам командир. Прекорт согласился с этим предложением, и колесо закрутилось. Позвонила по телефону в Москву, рассказала Валерию. Не очень он был рад этому известию... Кстати, через год, в июне 1998-го, Рюмин сам полетел с тем же Чарлзом Прекортом, но уже на "Дискавери".
- Вы собираете много грибов, что с ними делаете?
- Одни сразу жарим, другие солим, маринуем.
- И последнее. Какое у вас заветное желание на нынешний год?
- Чтобы дочка поступила в вуз. Евгения собирается в Финансовую академию. Пусть в семье будет хоть один человек, который умеет считать деньги...