Оно, это самое мастерство, является ахиллесовой пятой нынешнего телевизионного кино. Не только умудренные опытом кинематографисты, но и хоть сколько-нибудь взыскательные зрители давно уже заметили: между фильмами, снятыми для "большого" и "малого" экрана, - дистанция чаще всего немалая. Поэтому, наверное, радостные ожидания вызвало сообщение о том, что продолжение полюбившегося еще в давние, доперестроечные времена цикла "Следствие ведут Знатоки" создал не какой-нибудь анонимный ремесленник, а известный режиссер, мастер большого экрана Владимир Хотиненко.
Вечером того дня, когда на ОРТ началась демонстрация "Третейского судьи", другой канал, ТВЦ, в передаче "Петровка, 38" показал сюжет о встрече столичных милиционеров с создателями ленты. Это тоже было хорошим знаком: что-то не припомню я в последнее время такой встречи с кем-нибудь из "лудильщиков" бесконечной череды телесериалов про "ментов". Тех сериалов, где явно в подражание заокеанским боевикам наши "опера" стреляют с двух рук, крушат все вокруг, проливают море крови. А еще пьют по любому поводу "водяру" и сквернословят, не стесняясь ни окружающих, ни, тем более, зрителей.
В "Третейском судье", надо отдать должное его авторам, нет ни одного выстрела. Нет водки и крепких выражений. Не видно и оружия. Вдобавок никто ни за кем не гонится, никто никого не калечит и не убивает. Кровь в четырех сериях льется лишь однажды, в самом конце: и то главный герой всего лишь порезался осколками раздавленного стакана...
Впрочем, "Дело N 23" в сериале, хоть и имеющем подзаголовок "Десять лет спустя", разворачивается в старом добром стиле, как это было в предшествующих двадцати двух случаях. Правда, тогда авторы всякий раз укладывались в одну серию, максимум в две, теперь вот размахнулись на все четыре. Увеличение метража, на мой вкус, не пошло на пользу произведению. Затянутость, а подчас и ненужность многих сцен, появление безымянных персонажей, которые, мелькнув однажды, позже не находят себе места в сюжете, бесконечные проходы и проезды по столичным улицам - все это лишило произведение необходимой детективному жанру упругости и энергии.
В прежних "Знатоках" драматургия была сильной стороной лент. Супруги Ольга и Александр Лавровы, в прошлом профессионалы сыскного дела, прекрасно знали среду, о которой рассказывали. Умели в зорко подмеченных деталях не потерять главный "нерв" развертывающейся драмы. Очень хорошо "слышали" своих героев: каждый из них всегда говорил на неповторимом и вместе с тем точно характеризующем его личность языке. В сочетании с талантом привлекаемых для съемок актеров это всякий раз давало замечательные результаты - яркие, самобытные характеры.
На сей раз, увы, удача оставила драматургов. Они положили в основу сюжета прихотливую историю приглашения третейского судьи для решения финансового спора, как сейчас принято говорить, хозяйствующих субъектов. Почему-то соответствующего лица не нашлось в России, его выписали из... Австрии. А потом, после короткого знакомства с сутью конфликта, тот все четыре серии, проживая за счет клиентов в шикарном, с видом на Кремль 519-м номере "Президент-отеля", занимается своими личными делами. Бродит по Москве, ездит по ее окрестностям, разыскивает людей из своего прошлого, в котором немалое место занимает криминал.
Несмотря на такой прихотливый поворот сюжета, главный герой Янов (он же Коваль) - фактически единственный полнокровный характер в фильме. Сыгравший его Александр Пороховщиков сумел представить на экране значительную личность. Рядом со своим клиентом Ландышевым, представленным актером Александром Филиппенко суетливым и ничтожным, он выглядит масштабной фигурой. Фактически зрительские симпатии с первой же минуты принадлежат ему, что взрывает изнутри всю драматургию ленты.
Режиссер не сумел противопоставить преступнику столь же мощно вылепленных положительных персонажей. Старые наши знакомцы Пал Палыч Знаменский (Георгий Мартынюк) и любимец публики Шурик - Александр Томин (Леонид Каневский) выглядят в значительной мере ходячими иллюстрациями, так сказать, к себе же самим - прошлым, бледными тенями того, что когда-то сами создали на экране. Даже в наиболее удачной сцене фильма - разговоре Знатоков с Яновым-Ковалем, добровольно пришедшим в милицию, двое добродетельных хозяев никак не могут в наших глазах переиграть своего преступного гостя. Кстати, и в роли Татьяны Китаевой, наследницы ушедшей из жизни Зиночки Кибрит, актриса Лидия Вележева, оставленная режиссером на произвол судьбы, откровенно проигрывает своей предшественнице.
Очевидная неудача авторов новых "Знатоков" обидна вдвойне. Она бросает тень на ставший уже классикой телецикл, а кроме того, свидетельствует о неспособности даже именитых кинематографистов покорить "малый экран". Что это: работа спустя рукава или непонимание специфики ТВ?
На днях должен собраться пленум Союза кинематографистов России, специально посвященный телекино. Полагаю, фильм В.Хотиненко станет там одним из главных "предметов обсуждения". Может, кинознатоки помогут знатокам телеэфира?