"Мыслитель" был центром выставки работ Э. Неизвестного, которая до Харькова побывала в Киеве, Ростове, Краснодаре, Одессе, Днепропетровске. В 1993 году экспозиция закрылась и произведения Неизвестного вывез из театра организатор выставки Владимир Мостовецкий, ныне проживающий в Германии. Но "Мыслитель" в Дюссельдорф не попал: помешали перевезти скульптуру ее большой вес и сложность оформления таможенных документов. И бесхозный шедевр продолжал оставаться в фойе, дожидаясь лучших времен.
Постепенно к "Мыслителю" все привыкли, а некоторые вовсе перестали обращать на него внимание. Актеры расположили в бронзовой ладони пепельницу, которой пользовались во время перекуров. Хотя гражданский смысл скульптуры не должен бы оставить мастеров сцены равнодушными.
Кстати говоря, в 1993 году, во время проходившего в Харькове театрального фестиваля "Березиль", скульптурой "Мыслитель" восхищались И.Смоктуновский, О.Ефремов, Д.Банионис, Л.Додин, М.Розовский, другие деятели театра.
К "Мыслителю", однако, экскурсий никто не водил. Напротив, скульптуру все дальше задвигали в угол фойе, то ли стесняясь "отрубленной" головы, то ли намекая на то, что оппонентам "реалистического искусства" в театре не место. В конце концов "голову Сахарова" "отсекли" окончательно: скульптура исчезла.
Единственной, кого всерьез взволновала пропажа изваяния, стала Валентина Щерецкая, бывшая когда-то директором выставки работ Э.Неизвестного. Она-то и забила тревогу: по поводу исчезновения "Мыслителя". Однако все попытки Щерецкой встретиться с новым директором театра Верой Погореловой, чтобы выяснить судьбу скульптуры, закончились неудачей. Слухи о пропаже скульптуры обрастали домыслами: якобы ее под покровом ночи похитили злоумышленники при помощи подъемного крана. С вмешательством прокуратуры и милиции, куда была вынуждена обратиться В.Щерецкая, один "злоумышленник" даже нашелся. Речь идет о начальнике инженерно-технической службы театра Анатолии Челомбитько, которому, как он утверждает, В.Погорелова поручила "освободить театр от ненужных вещей и мусора". Узнав у главного бухгалтера, что "данная фигура на балансе театра не состояла и документов о ее принадлежности не имелось", он вывез "Мыслителя" на случайном автомобиле, марку и номер которого, разумеется, не может вспомнить. Сначала Челомбитько собирался бросить скульптуру в печь на заводе, где он раньше работал. Но распилить "Мыслителя" было нечем, а просто так в топку "Голова Сахарова" не помещалась. Принять скульптуру отказались и в организации вторсырья "Укрчермет". И тем не менее изваяние куда-то же запропастилось? Но правоохранительные органы дело свернули - "за отсутствием состава преступления".