Кто не помнит нашу убогую торговлю эпохи заката "развитого социализма"? Пустые прилавки, отпуск продуктов и даже спичек по талонам, переполненные людьми "колбасные" поезда из Москвы. И вот на фоне пустых прилавков в городе невест вдруг появляется даже не магазин, а магазинчик с непривычным тогда названием "Еда". Тесное полуподвальное, правда, вычищенное до блеска помещеньице, а на прилавке - обилие колбас и окороков, сыров и прочих молочных продуктов. Все продавцы - в красивой форме и каждому сделавшему покупку с улыбкой говорят "спасибо".
В то время все это для бедного провинциального города, большинство населения которого составляют женщины, стало маленьким праздником, некой "мини-революцией" в торговом деле. Потому добрая слава о "Еде" быстро разнеслась по Иванову, и уже через несколько дней у магазина образовались очереди. И это понятно: зачем ехать за колбасой и окороком в Москву, если можно купить на соседней улице? По той же цене, сэкономив время и деньги на дороге до столицы.
Сегодня группа предприятий "Еда" обладает уже целой сетью лучших в городе продовольственных магазинов и складов. С нею успешно сотрудничают десятки молокозаводов и мясокомбинатов, в том числе и из Москвы. Примечательно, что эти магазины посещают люди не только богатые или со средним достатком, но и обычные пенсионеры. Потому что цены в "Еде" не отличаются от рядовых универсамов, а на многие продукты даже ниже. Это, в свою очередь, весьма существенно влияет на ценовую политику других магазинов. Например, продавать колбасу дороже, чем в "Еде", - значит потерять покупателя и прибыль. Такой вариант тем более невыгоден, и выход один: снижай цены. Так что, сами того не подозревая, ивановцы имеют более дешевые продукты, чем в Москве или других соседних регионах.
Значит ли это, что "Еда" работает себе в убыток? Конечно, нет. Просто здесь главную ставку делают не на высокую наценку, а на быстрый оборот продукции. На этом и делается прибыль. Благодаря ей расширяется сеть магазинов. "Еда" предоставила рабочие места уже для 300 молодых людей, регулярно перечисляет все налоги, внося существенный вклад в бюджеты разных уровней. Довольно большие суммы фирма жертвует на благотворительные цели - пенсионерам, инвалидам, храмам, милиции.
Правда, именно стражи порядка и прочие проверяющие проявляют к "Еде" обостренный интерес. Например, в обувном магазине, который тоже есть сегодня у "Еды", требуют аннотацию на обыкновенные шнурки для обуви, а в продовольственных - линейкой замеряют высоту подтоварников, расстояние от стеллажа до стены на складе и даже размер килек в консервной банке. Обнаруженные недостатки тут же помещаются в некоторых газетах в разделе "криминальная хроника". На недоумение работников фирмы проверяющие заявляют: "Все равно мы вас закроем". Эта своеобразная акция устрашения продолжается уже несколько месяцев.
Примерно то же самое с некоторых пор происходит и в открытом акционерном обществе "Шуйская водка". Совсем недавно это предприятие отметило свой столетний юбилей. Между прочим, до столь круглой даты завод мог бы и не дожить, ибо в свое время был доведен до банкротства, - его разворовывали, растаскивали по кусочкам. И лишь после того, как в конце 1997 года по решению арбитражного суда на предприятие пришли новые, молодые и толковые руководители, оно вновь заработало. Была заменена часть устаревшего оборудования, создана дилерская сеть, налажен сбыт продукции. Да и сама она стала иной: повысилось качество, расширился ассортимент, вместо ядовито-зеленой, отталкивающей бутылки появилась более эстетичная, привлекательная. Все это способствовало увеличению реализации в четыре раза, обеспечило ряд престижных побед на российских и даже международных конкурсах. И если раньше продукция предприятия продавалась лишь в Иванове и области, то теперь есть разрешение на торговлю в Москве и Московской области, Ярославле, Костроме, Владимире, Твери.
Накопив оборотные средства, предприятие наконец вырвалось из трясины банкротства. С правительством был согласован и начал выполняться график погашения старых долгов. Только в прошлом году во все бюджеты уплачено налогов на сумму 123 миллиона рублей против 58 миллионов в 1998 году. Сегодня "Шуйская водка" входит в первую тройку основных доноров областного бюджета. Лучше стали жить и сами заводчане. С декабря прошлого года их зарплата выросла на 30 процентов и в среднем составляет сегодня 1600 рублей - при средней областной в 870 рублей. Неудивительно, что на очередном собрании акционеры почти единогласно проголосовали за то, чтобы арбитражная команда осталась у руля завода...
Но вдруг, к великому удивлению заводчан, оказалось: то, что выгодно коллективу в лице акционеров, не очень-то устраивает чиновников некоторых ведомств. И вот уже на предприятие зачастили различные проверочные комиссии, в областные инстанции пошли различные "сигналы", компрометирующие руководство предприятия письма. Допустим, сделка по приобретению у одной из московских фирм научно-технической продукции в обмен на векселя была истолкована в областном УВД не иначе, как "нанесение умышленного ущерба предприятию". Об этом срочно сообщили губернатору области Владиславу Тихомирову. На поверку же оказалось, что в результате этой сделки завод заработал 1,1 миллиона рублей. Когда истина вскрылась, перед коллективом и руководством предприятия, конечно же, никто не извинился, списав все на некомпетентность проверяющих.
Другая "детективная" история была рождена в кабинетах областного комитета по управлению госимуществом. Отсюда за подписью председателя комитета Николая Дорогова опять же в адрес губернатора области уходит письмо, в котором сообщается, что "руководством предприятия произведен демонтаж одной линии готовой продукции. Место нахождения данного оборудования на складе документально не подтверждено". И сразу подозрение: мол, оборудование демонтировали, продали и теперь гонят левую алкогольную продукцию.
- Фактическая же сторона дела, - пояснил мне заместитель генерального директора предприятия Сергей Виноградов, - до банальности проста. В августе 1998 года для того, чтобы смонтировать автомат для наклеивания акцизных марок и организовать рабочие места для наклеивания местной марки, нам действительно пришлось часть оборудования демонтировать и законсервировать до лучших времен. Все оно лежит на складе, что подтверждено необходимыми документами. Приди и посмотри. Но вместо этого - надо думать, не без умысла, - рождается письменный "сигнал"... Кстати, позднее на совещании у губернатора Николай Дорогов признался, что посылал это письмо Тихомирову сугубо конфиденциально и никак не думал, что оно получит огласку. На что все присутствующие в кабинете лишь улыбнулись. Получается: хотел губернатора ввести в заблуждение, но не получилось? А ведь именно господин Дорогов по своей должности обязан способствовать устойчивой работе предприятия. На деле же он пытается сформировать у губернатора негативное отношение к руководству предприятия и его замену.
Спрашивается: кому и зачем нужна дискредитация акционерных обществ, приносящих в городскую и областную казну весьма существенный вклад? У трудовых коллективов "Еды" и "Шуйской водки" мнение однозначное - это было нужно тем, кто в период недавней предвыборной кампании в Государственную Думу выступал конкурентом у генерального директора "Шуйской водки" и совладельца магазинов "Еда" Андрея Серова. В ходе избирательной кампании против него был применен целый залп "политических технологий". Сыпались предложения снять свою кандидатуру, следовали угрозы и даже обвинение в организации похищения человека. Арестован избирательный счет. Вскоре Андрей Серов и вовсе подвергся нападению неизвестных, после чего был вынужден взять отпуск и скрывать место своего пребывания. Областная прокуратура объявила его в розыск...
Вот такие у нас "гримасы рынка". В трудовых коллективах "Еды" и "Шуйской водки" задаются вопросом: "Если даже вина Андрея Серова будет, допустим такое, доказана - почему из-за этого должны страдать остальные? Почему целые коллективы взяты под подозрение и делается все, чтобы они либо развалились, либо согласились на смену руководства? Почему это нужно делать так спешно, до выяснения истинных обстоятельств дела? Ведь оставшаяся от Серова команда вполне успешно справляется со своими обязанностями. И что же это за российская беда - бороться не за процветание, а против процветающих, не за экономическое выздоровление региона, а против доноров бюджета?"
В заключение небольшая справка: по денежным доходам на человека Ивановская область занимает одно из последних мест в стране, в результате чего больше половины населения живет впроголодь. Нищенское существование пагубно сказывается на демографической ситуации - уровень смертности, в том числе младенческой, здесь в полтора раза выше общероссийского. Спрашивается: разумно ли в этой ситуации гробить островки экономического благополучия? Ответ, по-моему, очевиден