В легендарном театре как всегда царит любовь
В «Ленкоме» бушует бразильский карнавал: на сцене — герои знаменитого романа Жоржи Амаду «Дона Флор два ее мужа».
Легендарный театр верен себе — он снова и снова предлагает зрителю поговорить о любви. Не столь возвышенно-бессмертной, как в «Юноне» и «Авось», или бестелесно-фантастической, как в «Пер Гюнте», а о любви земной и плотской, какая приходит к простым смертным вроде нас, собравшихся в зале. История, увидевшая свет в 1966-м, сыграна так, словно чернила на листах авторской рукописи еще не высохли.
Юная красавица Флор сбегает от деспотичной матери к беспечному гуляке с массой недостатков и одним существенным достоинством — он знает, как сделать любимую счастливой женщиной. А когда темпераментный Романо отходит в лучший мир прямо посреди карнавала, судьба посылает молодой вдове нового мужа — во всех отношениях достойного Теодоро,однако ничего не смыслящего в искусстве любви.
Жоржи Амаду — автор коварный: за внешней непритязательностью сюжета, за вихрем разноцветных карнавальных конфетти и фривольных танцев прячутся житейские истины философского накала, которые не каждый разглядит. Человеческая природа двойственна, душа и тело подчиняются разным законам: «Если бы Бог хотел сделать нас святыми, он просто оскопил бы всех, — говорит измученной Доне Флор вернувшийся на ее зов с того света Романо. — Теодоро — твой день, а я — твоя ночь».
У питерского режиссера Сергея Прикотенко получился спектакль-игра — звонкий и азартный, нестройный и шумный. При полной психологической точности «карнавальных» масок — монструозная мамаша героини (Наталья Щукина) и уставший от жизни отец (Виталий Зикора), слегка тронутая старая дева (Анна Большова) — актеры существуют на сцене скорее по Брехту, чем по каноничному Станиславскому. Чувствам молодых героев (Елена Есенина, Семен Шкаликов и Дмитрий Гизбрехт) временами просто трудно поверить. Если вовремя не вспомнить об игровой природе карнавала...
Легко оплакивать, особенно в театре, любовь возвышенно-несчастную и трудно радоваться любви живой и осуществившейся. Еще труднее радоваться жизни, когда она не слишком к тебе благосклонна. Тем, кто хочет попробовать этому научиться, в «Ленкоме» будут рады.