Почему городки превратились в боулинг?

Некоторые виды спорта стали в России редкими. Но не забытыми

Современные реалии накладывают свой отпечаток и на мир спорта, поставив его на рыночные рельсы. «Труд» решил узнать, как сейчас выживают те виды спорта, которые в былые времена имели огромную популярность в нашей стране.

Городки: для всех возрастов

Одним из древнейших видов спорта, ставших частью национальной культуры, являются городки. В них играли и Петр I, и Александр Суворов, даже царь Николай II в своих дневниковых записях писал о своей любви к этой забаве.

В список известных личностей входят и академик Иван Павлов, и писатель Лев Толстой, и певец Федор Шаляпин. Даже Сталин частенько играл в городки.

По популярности в 1950-60-е годы они стояли наравне с футболом, почти в каждом дворе была городошная площадка. Это связано с простотой правил и доступностью — всем возрастам подвластны. В 1980-1990-е годы популярность городков начала падать, но в 1990-2000-х постепенно стала возвращаться. В 1993 году была образована Международная организация городошного спорта. Не раз пробовали проверить свою меткость в метании битой по фигурам президент РФ Владимир Путин, космонавт Георгий Гречко.

На данный момент по городкам проводятся чемпионаты России, мира и Европы. Но все это держится лишь благодаря энтузиазму людей.

Мотобол: сохранилась даже сборная

Еще одно развлечение, которое потеряло популярность в современной России, — мотобол. Считается, что мотобол (или футбол на мотоциклах) зародился во Франции в 1920-е годы. Всем настолько понравилось новшество, что мотобольные команды начали появляться по всей Европе. В каждой стране были свои местные чемпионаты.

Знакомство нашей страны с этим видом спорта произошло в 1937-м, когда студенты Московского института физкультуры, усевшись на мотоциклы, выехали на футбольное поле. Позже появились сотни команд, матчи проходили на стадионах «Лужники» и «Динамо» и транслировались по телевидению, их даже комментировал сам Вадим Синявский.

В 1967 году наши мотоболисты дебютировали в чемпионате Кубка Европы. Там они выиграли со счетом 1:0 у десятикратных чемпионов Франции — команды «Камаре». После этого наши спортсмены стали цениться на вес золота. Они не раз становились обладателями Кубка Европы, а потом и чемпионами Европы.

Перестройка и развал СССР сказались на мотоболе так же, как и на городках. Прекратились выпуски отечественных мотоциклов для него, упал интерес организаторов к этому виду спорта. В частности, это было связано с дороговизной экипировки и техники. Однако благодаря все тому же энтузиазму спортсменов и тренеров окончательно этот вид спорта не потерялся. Сохранились некоторые команды, которые продолжали тренироваться и бороться за медали. Осталась даже национальная сборная, продолжавшая тренировки и игры.

В последние годы одновременно с играми чемпионата России устраиваются соревнования Восточно-европейской лиги, в которой принимают участие команды из России, Белоруссии и Украины. Чемпионат Европы является главным мотобольным турниром, устраиваемым ежегодно.

Валерий Нифантьев, директор СК «Металлург»:

— В СССР было до 200 команд, а когда Союз развалился, их осталось не больше 10. Сейчас начинается подъем: в Краснодарском крае — шесть команд, в Ставропольском — четыре, плюс Литва к нам опять просится. Поэтому могу сказать, что перспектива есть. Чем больше игр, тем выше популярность.

Владимир Сосницкий, заслуженный мастер спорта, 12-кратный чемпион Европы, капитан команды «Металлург» (в сезоне 2010-го):

— У меня отец — спортсмен, бывший вратарь, и он привлек меня к этому виду спорта. Мы пришли вместе с братом — он, правда, футболом занимался. Мне были ближе мотоциклы, вратарем быть я не хотел. Попробовал — понравилось. Этот вид спорта не очень дешевый. Сейчас все возобновляется потихонечку, думаю, восстановится в будущем, я вижу перспективы развития.

Планерный спорт: его называют королевским

Также в список забытых видов спорта вошел планеризм. Появился он после Первой мировой войны в результате Версальского мирного договора, который накладывал ограничения на изготовление и использование одноместных моторных самолетов в Германии. И пока все работали над усовершенствованием моторного самолета, немцы разрабатывали и совершенствовали планеры, находя способы использования воздушных потоков, чтобы совершать дальние полеты с большей скоростью.

Первые соревнования по планерному спорту состоялись в Германии на Вассеркупе в 1920 году, организатором их выступил Оскар Урсинус. Время лучшего полета составило 2 минуты, а рекорд дальности — 2 км. В течение 10 лет эти соревнования стали международными, рекорды дальности превзошли начальный показатель в десятки раз. В 1931-м Гюнтер Грёнхофф пролетел 272 км от Мюнхена до Чехословакии.

Во время войны развитие планерного спорта приостановилось. Тем не менее ряд немецких воздушных асов начинали свою карьеру именно с планеров.

Развитие планеризма в СССР связано с Осоавиахимом. Его расцвет пришелся на 1920-1930-е годы, когда начался настоящий бум планерных школ. В 1934-м было учреждено звание мастера планерного спорта СССР. А уже к 1941 году советским планеристам принадлежало 13 мировых рекордов из 18, регистрировавшихся Международной авиационной федерацией.

Сергей Антипов, начальник Центрального планерного клуба ДОСААФ города Орел:

— Я пришел в аэроклуб для того, чтобы научиться летать и стать военным летчиком. И вот я, бывший военный летчик, сейчас по воле судьбы оказался руководителем такой организации, как Центральный планерный аэроклуб. Я бы не сказал, что сейчас мы наблюдаем падение популярности. Дело в том, что после развала СССР пришли коммерческие отношения. Планерный спорт во всем мире называют королевским, он достаточно дорогой. Поэтому позволить себе им заниматься могут только состоятельные люди. Но нельзя назвать это упадком, это такая стагнация.

В Германии порядка 150 тысяч планеристов, в Польше — примерно 30 тысяч, во Франции — 70 тысяч. У нас пока на всю страну пять клубов, которые более или менее активно работают. Соответственно, общее количество спортсменов — 150-200 человек. Сейчас мы летаем на технике, которая досталась нам от Советского Союза, мы ее потихонечку добиваем. А новый планер, даже самый скромный, учебного типа, стоит порядка 50 тысяч евро. Но государство потихоньку начинает выделять деньги на закупку новой техники и содержание клубов.

Гиревой спорт: силачи еще нужны

Периодом зарождения современного гиревого спорта принято считать конец XIX века. Благодаря инициативе врача Краевского в Петербурге в 1885 году появился первый в России атлетический кружок, где большое внимание уделялось работе с гирями. В советское время гиревой спорт быстро набрал популярность — в основном в сельской местности, на заводах, среди студенческой молодежи, в армии и на флоте.

Первый всесоюзный конкурс силачей, в котором приняли участие 200 тысяч человек, прошел в 1948 году. Соревнования проводились в поднимании двухпудовой гири снизу над головой одной рукой без учета времени. Тогда победу одержал черноморский моряк Анатолий Протопопов, который поднял гирю 1002 раза.

Наши гиревики всегда достойно защищали честь государства на соревнованиях высочайшего ранга, причем не только мужчины, но и представительницы прекрасного пола.

Владимир Сушинцев, председатель Федерации гиревого спорта, серебряный призер кубка и чемпионата России:

— Упадок популярности гиревого спорта связан с тем, что есть много федераций, и они не могут найти общего языка. А человека, который продвигал бы гиревой спорт на рынке, в России нет. Хотя перспектив в развитии, конечно, много. Вот у женщин «толчок» проводили первый раз в Обнинске, теперь надо все проанализировать, посмотреть. Сложно и набрать детей в группы. Зачастую родители считают, что это все-таки тяжело. Я, например, пришел в этот спорт в 14 лет, а рекомендовал бы лет с 12, не раньше. Вот у нас, в Кирове, есть детско-юношеская спортивная школа «Богатыри».

Так что гиревой спорт вполне популярен в России. А за рубежом началось немного другое направление — гиревой фитнес.