"В ЕВРОПЕ МЫ ЗАПРОСТО ПОКАЗЫВАЕМ СВОЮ ЗАДНИЦУ И ЗАНИМАЕМСЯ НА ЭКРАНЕ ЛЮБОВЬЮ"
- Вы
"В ЕВРОПЕ МЫ ЗАПРОСТО ПОКАЗЫВАЕМ СВОЮ ЗАДНИЦУ И ЗАНИМАЕМСЯ НА ЭКРАНЕ ЛЮБОВЬЮ"
- Вы недавно сыграли две очень разные роли - ваш герой в "Любви во время холеры" спит со всеми женщинами, которые встречаются на его пути, кроме той, в которую он влюблен. А в "Стариках" - убивает всех, кто переходит ему дорогу...
- Это все равно как если бы художник утром нарисовал пастораль в духе импрессионизма, а после ланча - натюрморт, изображающий помойку. (Бардем мечтал стать художником и учился живописи в Мадриде, но впоследствии разочаровался в себе. - Труд-7) Но в моем случае это совпадение, что фильмы вышли почти одновременно - снимались-то они в разное время.
- Почему вы согласились на роль киллера-психопата Антона Чигура в фильме "Старикам тут не место"?
- Не хотел упускать свой шанс сняться у братьев Коэнов - для меня работа с ними - это награда. Я был в восторге от их картины "Просто кровь". Помню, как впервые посмотрел "Фарго", как мне захотелось получить роль хотя бы в одном из их фильмов, но мне казалось, что для испанского актера это невозможно. Но это произошло. Не потому, что я надел костюм и прилетел из Испании в Лос-Анджелес просить их об этом. На мое счастье, эти ребята однажды подумали: "А почему бы нам не позвонить Бардему?" (Смеется.)
- И позвонили?
- Сначала прислали мне сценарий. Я не мог поверить своему счастью. Но когда начал его читать, увидел, как много в нем насилия, которое я ненавижу. Я как раз поэтому не читал книг Кормака МакКарти, включая "Старикам тут не место", которая полюбилась Коэнам. Если герой фильма получает пистолет, то европейцы спрашивают: "Это действительно необходимо? Поможет ли оружие рассказать историю или можно обойтись без него?"
Зато в Европе нет проблем с сексом - мы запросто показываем нашу задницу и занимаемся любовью на экране. Люди на съемочной площадке не напрягаются во время подобных сцен. А в Америке все наоборот. Поэтому я сказал Коэнам: "Я не умею водить машину, плохо говорю по-английски и ненавижу насилие". А они ответили, что я самый подходящий актер для этой роли потому, что я всего лишь должен водить машину, говорить и убивать". (Смеется.). Потом они объяснили мне, почему насилие, воплощением которого стал мой герой Антон Чигур, было необходимо в их истории. Они хотели показать, что в наше время насилие стало таким обыденным, что больше не шокирует людей.
- Трудно было играть Чигура?
- В моем герое нет ничего человеческого. Он как машина насилия. Поэтому я не мог привнести в эту роль что-то свое, и мне пришлось воссоздать определенные элементы сопричастности с ним. Каждому актеру хочется, чтобы зрители сопереживали его герою. Однако в роли Чигура мне это не грозило. (Смеется.)
"БОЛЬШЕ ВСЕГО Я ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО Я РАБОТАЮЩИЙ АКТЕР"
- Многие актеры признаются, что не любят смотреть свои фильмы. А вы?
- Я смотрю свои фильмы потому, что люблю учиться на своих ошибках.
- А как вам работалось в жюри Каннского фестиваля в 2005 году?
- Смотрел по три фильма в день. Но не как нормальный зритель, а как доктор, который осматривает пациента и ставит ему диагноз на основании анализов. Я согласился на эту работу потому, что мне было интересно побывать на другой стороне баррикад. Но когда коллеги спрашивали мое мнение о том, кто лучший актер, я не знал, что ответить.
- Вы советуетесь со своей мамой, известной в Испании актрисой Пилар Бардем, по поводу ролей?
- Когда я только начал сниматься, она давала мне очень полезные советы. Главное, она очень уважительно относилась к моему выбору ролей. Я всегда слушаю своих родных - они очень хорошо меня знают и понимают.
- Какими своими достижениями вы гордитесь больше всего?
- Я был свидетелем того, как мои родные карабкались наверх и слетали вниз, видел изнанку актерской профессии, поэтому я очень ценю, что у меня есть возможность выбирать проекты и работать с теми людьми, с которыми мне хочется. Я знаю очень много хороших, но безработных актеров. Хелен Миррен однажды сказала, что для нее лучшая награда за работу - это другая работа. Я с ней совершенно согласен: я горжусь тем, что я работаю.
ЖИЗНЬ МАНЬЯКА
Фильм братьев Коэнов "Старикам тут не место" снят по одноименному роману Кормака МакКарти - истории о насилии, которое врывается в нашу жизнь и становится зрелищем более привычным, чем еда в холодильнике. Главные роли в картине сыграли Томми Ли Джонс, Хавьер Бардем, Джош Бролин и Вуди Харрельсон. Картина получила 8 номинаций на "Оскар". Сюжет строится вокруг простого парня Ллевеллина, который находит гору трупов и 2 млн. долларов, и одного маньяка, который идет по его следу. Количество трупов растет, охота становится все более и более жестокой, однако братья Коэны разбавляют агрессию и жестокость изрядной долей юмора, так что только к финалу понимаешь, что, пожалуй, "Старикам тут не место" - драма. Один из немногих фильмов, действительно достойных такого количества номинаций на "Оскар".
НАШЕ ДОСЬЕ
Хавьеру Бардему повезло с родственниками - его семья хорошо известна в родной Испании. На счету его матери - актрисы Пилар Бардем более 100 кино- и телеролей. Его дядя, режиссер, сценарист и актер Хуан Антонио, был членом жюри Каннского и Берлинского фестивалей, на счету дедушки - актера Рафаэля Бардема 112 фильмов, столько же и у бабушки - актрисы Матильды Муньоз Сампедро. Родной брат Хавьера - Карлос - сыграл более чем в 20 картинах, а сестра Моника - в десяти. Семья Бардема очень дружная - они часто снимаются вместе. Среди совместных работ Хавьера и Карлоса - "Пердита Дуранго" (1997) и "Призраки Гойи" (2006). Хавьер Бардем был первым испанским актером, номинированным на "Оскар": он получил золотую статуэтку в 2001 году за фильм "Пока не наступит ночь". В ближайших планах Бардема - съемки в мюзикле "Девять", римейке картины Федерико Феллини "81/2".