ЕМЕЛЬКУ ПУГАЧЕВА ВЫЗВАЛИ К ДОСКЕ

Зал полон, публика, затаив дыхание, внимает гневным филиппикам Емельяна Пугачева. "Приветствую тебя, мятеж свирепый! Что не могли в словах сказать уста, пусть пулями расскажут пистолеты!" - с чувством выкрикивает зрителям бунтарь. Нет, это не постановка во МХТ. Просто теперь в московских школах вместо привычных уроков литературы артисты театра Спесивцева начали давать спектакли.

- Начали мы со 166-й школы и поэмы Сергея Есенина "Пугачев", но скоро приедем в гости и в другие учебные заведения столицы, - говорит художественный руководитель театра Вячеслав Спесивцев. - Школьники сегодня мало читают, а классику знать нужно. Сценические постановки произведений способны изменить шаблонный подход к изучению русской литературы.
По мнению Спесивцева, его театр не в состоянии объехать все столичные школы, чтобы показать "Евгения Онегина" за 45 минут. Но Вячеслав уверен, что "школьную" инициативу поддержат и другие как профессиональные, так и самодеятельные труппы. "Если школьники не идут в театр, значит, театр должен прийти в школу", - считает Спесивцев.
Премьерный спектакль по мотивам есенинского "Пугачева" удался. Заполнившие актовый зал учащиеся 166-й школы жадно, без традиционного подросткового хихиканья, слушали местами грубое повествование о том, как "пушки мечут в небо стальную икру". В итоге и школьники, и педагоги аплодировали стоя, впечатление не испортили даже скромные декорации. Собственно, декорация была всего одна - огромная простыня с прорезанной посередине дыркой, которая на сцене олицетворяла то виселицу, то эшафот.
- Мне жутко понравилось, - делится впечатлениями 11-классница Ольга Рябцева. - Вообще-то скучать на уроках не люблю. Но вот после представления прямо захотелось прочитать "Пугачева" и "Капитанскую дочку". Да и в театр захотелось сходить, ведь раньше я и не представляла, насколько приятнее смотреть на актеров живьем, нежели по телевизору.
Примерно такими же впечатлениями по окончании представления делились и остальные зрители. Лишь одна из преподавательниц, попросившая не называть ее имени, усомнилась в полезности подобных уроков.
- Сколько произведений можно поставить для учеников? Два, от силы три на школу. Особенного толка в плане изучения литературы от этого не будет. Что такое пара книг на фоне целой школьной программы? Пожалуй, польза от подобной замены уроков театральными постановками может быть лишь одна: дети привыкнут к театру, начнут чаще туда ходить. Не все же по кино бегать...
Как ни удивительно, но самое сильное впечатление спектакль произвел на малышей, учениц 4-го класса, которые тайком прокрались в зал. Они не отрываясь следили за происходившим на сцене. Как выяснилось, малыши вообще никогда не были в театре - их семьям это просто не по карману. Было очевидно: постановка ошеломила девочек. На что, собственно, и рассчитывал режиссер-экспериментатор. Но главное, очень надеется Вячеслав Семенович, его зрители теперь заинтересуются и настоящей литературой.
И еще. Уже десять школ Москвы пригласили театр Спесивцева на уроки литературы. Следом наверняка потянутся и другие. Однако режиссер иллюзий не питает: объехать все 1600 учебных заведений столицы его артисты не в состоянии. Надежда, что инициативу труппы подхватят другие театры.