- Лет десять назад мы скооперировались с коллегами из Института ядерной физики, - вводит меня в исторический экскурс Александр Константинович. - У них были идеи и наработки, у нас - пустующее здание, где прежде работали по военной тематике. С этим и начали.
Собеседник умолчал, что работы по созданию самого мощного в мире лазерного ускорителя начались без копейки из государственного бюджета. Большая часть средств, что зарабатывали институты на зарубежных контрактах, направлялась именно на этот проект.
Сегодня в некогда заброшенном корпусе красуется первая очередь гигантской стометровой установки. Ее мощность варьируется в диапазоне от 10 до 100 киловатт, длина волны лазерного пучка от 2 до 30 микрометров. Воображение потрясают фантастические возможности лазера. Если его пучок направить на Луну, то он без особых проблем достигнет ее поверхности. При этом "пятно" в диаметре не превысит 30 сантиметров! Он в перспективе может передавать энергию космическим станциям, избавив их от сложного и капризного комплекса солнечных батарей. Уже сегодня на опытной установке можно получить идеально чистый кремний. А его применение в компьютерной технике, как известно, позволит в несколько раз увеличить ее производительность.
- Интересуются ли возможностями этой установки производственники? - задаю вопрос своему провожатому.
В ответ следует ироничная улыбка: внедрение стоит больших денег, а их у потенциальных партнеров нет.
После заседания президентского совета по науке и высоким технологиям председатель Сибирского отделения Академии наук Николай Добрецов встретился с журналистами. Обсуждая развитие российских наукоградов, члены совета так или иначе упирались в проблему финансирования фундаментальных исследований и инноваций. Сегодня в стране 70 муниципальных образований претендуют на статус наукоградов, но официально его имеют лишь три - Дубна, Обнинск и Королев. Но и они не имеют возможности для рывка. Как считает Николай Добрецов, главное, что необходимо для этих территорий, - создание законодательства, которое способствовало бы привлечению инвестиций непосредственно в науку. Просто раздача льгот не в состоянии решить проблему, ибо деньги зачастую уходят тем, кто не имеет ни малейшего отношения к науке.
О том, что российские ученые могут добиваться неплохих результатов, свидетельствует пример Новосибирска. Уже сегодня наука города через инновационную деятельность зарабатывает порядка 150 миллионов долларов в год. При соответствующем финансировании этот показатель может возрасти в 5 - 10 раз - научный потенциал позволяет. Надо только запрячь в одну упряжку бизнес, науку и производство, которые сегодня, словно герои басни Крылова, тянут свой воз в разные стороны.
В завершение поучительная история, объясняющая, почему не стоит надеяться на помощь науке из-за кордона.
- Американских коллег наша установка потрясла, - рассказывал Александр Петров. - Оказывается, они несколько лет занимаются подобным проектом, но их лазер уступает нашему практически по всем показателям. Поэтому они предложили создать СП. Но чиновники госдепартамента США встали на дыбы: мол, вы что, желаете, чтобы мы финансировали конкурентов? На том и расстались.