Полноценное присоединение Украины к Евразийскому экономическому сообществу, отметил Владимир Путин, выступая 28 января 2003 года перед преподавателями и студентами Национального университета им. Тараса Шевченко в Киеве, могло бы ускорить процесс создания зоны свободной торговли между Россией и Украиной, что будет способствовать "разбюрокрачиванию экономики".
Эту линию президент России обозначил еще на встрече с Леонидом Кучмой в Сочи в мае прошлого года. Как подчеркнул тогда Владимир Путин, полноправное членство Украины в ЕврАзЭС, в частности, приведет к росту украинского ВВП примерно на 1,5 процента. Вместе с тем, отметил глава Российского государства, даже "в краткосрочной перспективе" это даст "позитивный эффект и для экономики России", ибо прекратятся антидемпинговые расследования и прочие процедуры, которые мешают развитию экономик двух стран.
Налоговые и таможенно-промышленные барьеры между Россией и Украиной, по оценкам специалистов, ежегодно обходятся обоим в 700 миллионов долларов. Устранить эти барьеры и призвано ЕврАзЭС. Главный смысл Сообщества в том, чтобы государства, входящие в него, имели единые таможенные правила, единые подходы как к собственным товарам, так и к тем, что поступают из третьих стран. В будущем видится его превращение в некий общий рынок, с перспективой перехода на единую валюту. Однако без Украины такие планы, как считают аналитики, весьма туманны.
Сегодня в ЕврАзЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Украина и Молдавия присутствуют в качестве наблюдателей. Как уверяет официальный Кишинев, Молдавия готова стать полноправным членом Сообщества, но не имеет с ним общей границы, а поэтому невольно увязана с позицией Киева.
Украина, получив в мае прошлого года статус наблюдателя в ЕврАзЭС, устами Леонида Кучмы заявила о важности интеграции. Более того, как признался украинский президент, членство в сообществе даже "более нужно Украине", чем другим странам ЕврАзЭС, поэтому "не за горами и следующие, более глубокие шаги в этом направлении". В ожидании этого шага и пребывало большинство граждан Украины, России. Не секрет, что на мировом рынке ни одну, ни другую никто не ждет с распростертыми объятиями. Бывшим республикам СССР, чьи экономики исторически взаимосвязаны, имеет смысл в своем развитии опираться на сотрудничество друг с другом, а не смотреть постоянно с надеждой и просьбой во взоре на Запад. Да и тысячи украинских строителей, шоферов, торговцев, нефтяников едут на заработки в Россию.
Озвученные накануне саммита заявления Леонида Кучмы о том, что Украина не будет становиться полноправным членом Евразийского экономического сообщества, прежде всего по экономическим причинам, прозвучали как гром среди ясного неба. По его мнению, участие Украины в ЕврАзЭС было бы выгодным, если бы Россия распространила свои внутренние цены, прежде всего на энергоносители, на все ЕврАзЭС.
Слова Леонида Кучмы невольно напоминают украинскую поговорку: не съем, так надкушу. А министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко и вовсе взял на себя роль "надкусывателя". Журналисты газеты "День" поинтересовались у министра: "Куда Украина быстрее вступит - в Организацию Договора о коллективной безопасности или НАТО, в ЕврАзЭС или ЕС?". И Зленко, глазом не моргнув, ответил: "... Из перечисленных организаций мы прежде всего вступим в НАТО. Другой вопрос, когда именно? Мне трудно представить, чтобы Украина стала членом Договора о коллективной безопасности или ЕврАзЭС. Это не соответствует нашим стратегическим интересам". В своих ответах министр иностранных дел Украины дал понять: Киев, несмотря на заверения в верности стратегическому партнерству с северо-восточным соседом, все более последовательно делает западный крен в своей внешней политике.
Такой курс, как считают аналитики, взят в развитие задач, поставленных перед руководством страны Леонидом Кучмой: вступить в Европейский союз до 2011 года. По его директивам, Украина до конца 2003 года должна получить статус члена Всемирной торговой организации, а до начала 2005 года - стать ассоциированным членом ЕС. В связи с этим Украина в 2003 году должна решить весь комплекс внутренних проблем, связанных с членством во Всемирной торговой организации. По убеждению Леонида Кучмы, вступление в ВТО на сегодня является "ключевой проблемой европейской интеграции", а посему высказался за гармонизацию законодательства с Европейским союзом для создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.
По оценкам аналитиков, перемена официальным Киевом своих намерений в отношении ЕврАзЭС свидетельствует о победе националистов, которые за возможным вступлением Украины в Экономическое сообщество видят "абсурд", отдаляющий страну от Европы. При этом как-то забывают слова генерального секретаря Европейского союза, верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики Хавьера Соланы, который во время последнего визита в Украину посоветовал ее гражданам заняться укреплением своих границ на западе страны, дабы оградить Европу от нашествия нелегальных мигрантов с Востока. Более того, Украина находится в "черном списке" FATF - международной организации, которая борется с отмываем "грязных денег", то есть получением незаконных доходов. С 20 декабря "незалежна" попала под действие ее санкций и тем самым оказалась в международной изоляции.
"Позицию официального Киева, - отметил в комментарии "Труду" директор Института политических исследований Сергей Марков, - определяют иллюзии украинской политической элиты на скорое вступление в Евросоюз. При этом она открыто дает понять, что готова отказаться от части украинского суверенитета в пользу ЕС. Можно было бы как-то понять их позицию, если бы Киев стремился к европейской интеграции, а Москва - нет. В данной же ситуации оба государства сближаются с ЕС, готовятся вступить в ВТО. Почему бы не помогать друг другу? Вступление Украины в ЕврАзЭС только усилит совокупный политический и экономический потенциал и Москвы, и Киева на переговорах с ЕС и ВТО".
Сами граждане Украины, судя по недавним результатам социологического опроса Украинского центра экономических и политических исследований имени А.Разумкова, свои предпочтения высказали следующим образом: 33,2 процента считают, что приоритетным направлением внешней политики должны быть отношения с Россией; 29,4 - со странами ЕС; 20,4 - со странами СНГ; 3,1 процента - с США. Однако властной верхушке Украины мнение народа, как видим, не указ.