В минувшую пятницу гостем программы был Полад Бюль-Бюль- оглы - популярный эстрадный композитор и исполнитель, министр культуры Азербайджана, причем, что немаловажно, вступивший в эту должность еще в советскую пору. Сочетание в одном человеке этих ипостасей делало разговор в особенности интересным. Ну и сопровождался он, как заведено, концертными номерами. Песенки были непритязательные, но и они будили воспоминания. Я ловил себя на ощущении (полагаю - не только я), что действительно в нашем духовном, эстетическом воспитании музыка Бюль-Бюль-оглы, он сам как творческая личность сыграли определенную роль.
Еще чаще такое же ощущение было у меня во время трансляции по первому каналу юбилейного концерта Льва Лещенко - она завершилась как раз к началу "Русского века". В течение большого представления, прошедшего в зале "Россия", прозвучали многие из тех превосходных песен последних десятилетий, что прочно связаны с именем певца. Хорошо, что в отличие от более молодых своих коллег по жанру Лещенко не "приватизировал" исполняемые произведения. На эстраду, где на авансцене стоял белый рояль, он приглашал авторов ставших классическими песен. Вместе с оркестром певцу аккомпанировали Александра Пахмутова, Владимир Шаинский, Вячеслав Добрынин, Максим Дунаевский, Юрий Саульский. А когда за рояль сел Давид Тухманов, автор всенародно любимой песни "День Победы", трехтысячный зал встал, подпевая юбиляру.
Оценив уважение, проявленное в адрес композиторов, я тут же пожалел, что подобного отношения не удостоились поэты, написавшие к песням слова: ведь Лещенко принадлежит к тем немногим нынешним исполнителям, которые ценят слово и стремятся донести его до слушателей. Рядом с А.Пахмутовой можно было увидеть Николая Добронравова, среди зрителей мелькнуло лицо Ларисы Рубальской, но вот ни одного имени поэтов-песенников на концерте так и не прозвучало.
Вообще, слову на этом концерте явно не повезло. Представители разговорного жанра выступили довольно тускло, с номерами, написанными на скорую руку. А депутаты Госдумы, вышедшие поздравить юбиляра, по бумажке спели неуклюже переиначенные слова популярной песни. Подобное, полагаю, было бы вполне уместно и мило на капустнике, во время дружеского застолья, но не на юбилейном вечере, транслируемом на многомиллионную аудиторию.
Такие массовые виды творчества, как ТВ, кино и та же эстрада, имеют свои законы, соблюдение коих обязательно. Об этом напомнила вышедшая в минувшее воскресенье передача "Слушается дело" (ТВЦ). В ней на сей раз рассматривался иск к авторам кинофильма "Москва", снятого по прозе скандально известного писателя Владимира Сорокина. С точки зрения обвинителей, эта лента, полная жестоких сцен и нецензурщины, представляет собой угрозу общественной нравственности.
Помнится, не так давно в программе "Слушается дело" обсуждался вопрос о том, имели ли право молодые авторы фильма "Даун хаус" на "смелую" интерпретацию романа Достоевского "Идиот". Границы этой "смелости" были поистине беспредельными: героиню книги Настасью Филипповну в кино не только убивают, но еще и, простите за натурализм, запекают в духовке, а затем со смаком поедают. Такой вот новомодный стеб...
И на этот раз авторы телепередачи обратились к пикантной теме, взяв за основу опять-таки скандальный фильм. При этом было вынесено не менее скандальное же решение. Причем внимательному зрителю сразу же было видно, в какую сторону направлено обсуждение иска. Мало того, обязанный быть предельно нейтральным, "судья" (в этой роли выступил журналист Геннадий Ни-Ли) в отдельных мимолетных репликах не раз "выдавал" свою позицию.
Так что решение суда отказать в иске не выглядело неожиданным. Присяжные, которые во время обсуждения вердикта ударились в исторические изыскания, прихотливо объясняя нам происхождение матерной брани и "доказав", будто следование нравственным нормам является принадлежностью рабской (!) психологии, дружно встали на защиту "легальной матерщины".
На этом телевизионном процессе прозвучало одно любопытное высказывание. Вызванный в качестве эксперта редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей, вступившись за честь мундира, справедливо заметил, что в телевизионных программах, в том числе и тех, которые идут в то время, когда возле приемников находятся дети, непристойностей и жестокости не меньше, чем в "Москве"...
Наблюдая за небольшой "драчкой" между представителями двух экранных искусств, так и хотелось вмешаться в их спор, сказать, что, как говорится, "оба хуже". Что нынешний кинематограф и нынешнее ТВ стоят друг друга. В том числе - и в нежелании прислушаться к критике общества. Они просто ее не слышат.
Может, стоит перейти на тот язык, который им более понятен?