Создание нового контролирующего органа обусловлено желанием властей улучшить имидж страны в глазах мирового сообщества, уже давно добивающегося от России принятия и исполнения закона, направленного против "отмывания" преступно нажитых капиталов. Кстати, отечественные правоохранительные структуры также призывали к подобному изменению законодательства, но их заявления остались незамеченными, пока наконец в июне 2001 года этого в ультимативной форме не потребовала Международная организация по борьбе с отмыванием денег (сокращенно в английском варианте - FATF), пригрозив экономическими санкциями. В августе прошлого года соответствующий закон у нас все-таки был принят, а с 1 февраля он в полном объеме вступил в действие. Именно в рамках этого закона и будет работать финансовая разведка, которой поручено собирать и анализировать всю информацию о подозрительных финансовых операциях.
Поскольку принятия закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" упорно добивались и российские спецслужбы, и международные финансовые организации, отношение к нему в среде бизнесменов неоднозначно, хотя в принципе создание финансовой разведки должно пойти на пользу легальному бизнесу.
Теперь все сделки на сумму свыше 600 тысяч рублей (около 20 тысяч долларов США), а также переводы денег в оффшорные зоны подлежат обязательной проверке. Покупатели квартир, домов и автомашин в личное пользование могут быть спокойны, их это не коснется. А вот финансово-кредитные структуры - а именно об их мониторинге прежде всего идет речь - должны сами сообщать о подозрительных сделках в "зубковский" комитет.
Центральный банк уже подготовил инструкцию, в соответствии с которой у вкладчика можно узнать в числе прочего и о происхождении денег. За отказ предоставить такую информацию вкладчики могут быть отнесены к числу подозрительных личностей, а вся информация о них незамедлительно поступит в контролирующие органы. Разумеется, борьба с легализацией преступных доходов не должна привести к тому, что будет нарушаться банковская тайна. Но доступ к ней для аналитиков нового органа необходим, поскольку иначе невозможно отследить криминальные или террористические сделки.
Есть, однако, вопрос: сможет ли закон полноценно работать? Специалисты отмечают, что в России отсутствуют системы полноценной идентификации клиентов финансовых организаций, нет процедуры отслеживания подозрительных финансовых транзакций, не существует системы, позволяющей эффективно и своевременно представлять свидетельства для зарубежных расследований дел по отмыванию денег.
Будем все же надеяться, что все это исправимо и финансовому произволу придет конец.