Ради нескольких кадров в эфире

Сериал «Спецкоры» повествует о работе российских журналистов за рубежом. И порой картинка на экране вызывает подлинное уважение к ее создателям

На прошлой неделе в новостях «Первый» сообщал о решении правительства Германии закрыть берлинское представительство канала. Возмущался. «За своих заступаются», — подумал зритель. Но когда в итоговых «Вестях» на конкурирующей «России» большой сюжет инциденту посвятил Дмитрий Киселев, значимость события стала очевидной. Тут-то и вспомнился сериал «Спецкоры», показанный Оkkо!

О том, как организована работа журналистов, представляющих наши СМИ в зарубежных странах, рядовой обыватель знает мало. Наверное, многим она кажется синекурой. Живешь в каком-нибудь благополучном уголке планеты, в твердой валюте получаешь зарплату плюс кругленькую сумму на съем апартаментов и представительские расходы. И все, что от тебя требуется, — иногда выдавать в эфир родного ТВ какой-нибудь симпатичный сюжетец о пополнении в местном зоопарке.

А тут еще описанный собирательный образ подгадил известный сотрудник крупной телекомпании. С пылом истового патриота он клеймил проклятый Запад в целом и одну страну в частности, куда его на нравственные муки отправили в многолетнюю командировку. Но вдруг выяснилось, что за это время пропагандист успел получить гражданство той ужасной страны с извращенцами и обзавестись в ней недвижимостью. И после скандала отказываться от этих благ цивилизации не пожелал.

Но иногда картинка на экране вызывает подлинное уважение к ее создателям. Когда, например, корреспонденты ведут репортажи с улиц, заполненных беснующимися молодчиками, которые, изобличив в тебе русского, могут и отметелить. В таких случаях на микрофонах не увидишь знакомых логотипов, а голоса смельчаков звучат приглушенно. Они открывают миру глаза, что без натяжки можно назвать подвигом. К числу таковых относится и Максим Потапов в «Спецкорах».

Вот что говорит о нем автор сценария Андрей Константинов: «Мы делали сериал, чтобы рассказать о реальных событиях, которые многие уже начинают забывать, через историю вымышленного героя. А еще это сериал в некотором смысле философский. Он о природе героизма. Героем всегда любуются, женщины смотрят на него, закатив глаза. Вот только жить с героем невозможно. Потому что настоящий герой все время уходит куда-то с дубиной мочить очередную гидру. А в обычной жизни это только мешает».

На фигуре Константинова следует остановиться особо. Когда «Спецкоры» только-только вышли, Оkkо похвастался: «Два первых эпизода за неделю набрали более 4 млн просмотров во «ВКонтакте». Это невероятный успех». Дальше произошло нечто удивительное: ругани в адрес сериала в Сети практически не было — сплошь позитивные отзывы, но почему-то резонансным он не стал. Кое-кто из зрителей высказывал надежду на второй сезон, но им возражали: без Константинова будет не то. Последние правы. Ведь этот человек — один из лучших детективщиков, перу которого принадлежит множество бестселлеров и хитов экрана, в том числе знаменитый «Бандитский Петербург». Но ровно год назад в возрасте 60 лет он умер...

Итак, Максим Потапов является шефом ближневосточного бюро влиятельного телеканала NRM («Новые Русские Медиа»), базирующегося в Стамбуле. И тут еще одна цитата Константинова: «Работа на Ближнем Востоке, равно как и в других регионах, где с завидным постоянством вспыхивают внутри- и внешнеполитические конфликты, всегда как на вулкане. Поэтому в каждой серии у нас рассказывается своя отдельная история, в которой главные герои вынуждены действовать в обстановке, связанной с немалыми рисками». Сценарист хорошо знал, о чем говорил: сам когда-то служил военным переводчиком с арабским языком в Ливии и Йемене.

Но при этом каждая серия «Спецкоров» начинается с предупреждения, что в проекте использованы имена реальных политиков и общественных деятелей, а все совпадения следует считать случайными. Как же так, ведь автор твердил о «событиях реальных, которые начинают забывать»? Ну, допустим, те эпизоды, где главный герой разоблачает крупную сеть контрабандистов, промышляющих торговлей произведениями искусства, или наркомафию, можно счесть выдуманными. А что тогда с «арабской весной» в Ливии, многочисленными покушениями на Муаммара Каддафи и последующим его убийством? Попыткой военного переворота в Турции? Провокацией с химоружием, устроенной «Белыми касками» в Сирии?

Однако если перечислить другие обстоятельства, свидетелем которых становится Потапов (а это, например, Евромайдан на Украине и массовые протесты в Белоруссии), то логично предположить: в отношении к тому, что было увидено глазами Потапова, создатели сериала согласны с точкой зрения наших официальных инстанций. А чтобы уйти от обвинения в откровенной пропаганде, они и делают оговорку в титрах. Мол, мы показываем вымышленные истории, а вы как хотите, так к ним и относитесь.

В результате «Спецкоры» выглядят вполне непредвзятыми, что идет им в зачет. Кроме того, сериал эффектно снят, со знанием фактуры и местных обычаев. Что же касается женщин, жадных до героев, подобных Потапову, то и с этим тут все в порядке. Неслучайно сыгравший его Петр Рыков до начала актерской карьеры работал в фешен-индустрии в модных столицах мира. Вот только жена от Потапова ушла. Но Константинов предупреждал...