Зачем московская школьница Наташа Редькина фотографирует самолеты
Современные школяры большую часть своего бытия проживают в виртуальном мире: все эти бесконечные селфи, видео, посты и мемы. А 16-летняя москвичка Наташа Редькина с младых ногтей увлекается самолетами. Ее хобби — споттинг, то есть авиационная фотография. В архиве школьницы — более 10 тысяч оригинальных снимков!
В пять лет она впервые увидела самолет и деловито спросила маму, может ли он упасть. Мама честно признала, что иногда может, очень редко. Как ни странно, ответ девочку успокоил — видимо, самолет перестал казаться ей существом мистическим. После рейса им вообще повезло: летчики пригласили их в кабину, мерцающую разноцветными лампочками, как новогодняя елка. Ну разве такое забывается?
А через несколько лет Наташа в сопровождении дедушки оказалась на летном поле уже в качестве фотографа. Аэропорт Домодедово объявил споттинг для всех желающих, включая детей и подростков. С тех пор ни одно авиационное событие Наташа не пропускает. И даже практикует «подзаборинг» (так фотографы-любители называют самодеятельную съемку вблизи аэродрома). Есть у них насиженные места по всему Подмосковью, куда добираются на автобусах, электричках и пешком, таща на себе аппаратуру. Подмосковное село Лямцино, к примеру, удачно расположено в 2 километрах от аэродрома Домодедово. Береза на околице — главный форпост фотографов — находится в торце взлетной полосы, за периметром ограждения, конечно.
«Если забраться на дерево повыше, колючая проволока не попадает в кадр, зато прекрасно видно взлетающие самолеты. Необязательно снимать, можно просто любоваться, — рассказывает Наташа. — Хотя не всегда повезет. Едешь во Внуково, пробираешься поближе к аэродрому, а там Лукашенко или Эрдогана ждут. Служба безопасности удваивает бдительность и гоняет всех подряд».
В речь 16-летней девочки непринужденно вплетаются серьезные слова: «кессон крыла», «тангаж», «турбонаддув», «центровка», «глиссада»: Сразу ясно, человек «в теме». Наташа и в самом деле решила сделать авиацию своей профессией: после школы будет поступать в Санкт-Петербургский университет на факультет управления воздушным движением.
Пытаюсь предостеречь, говорю, что работа авиадиспетчера тяжелая, стрессовая и совсем не женская. Девушки в этой профессии появились не так уж давно. «Я знаю об этом, — парирует Наташа. — Можно, конечно, пойти учиться в медицинский, а потом всю жизнь жалеть, что упустила свой шанс. Мечту нужно реализовывать. А диспетчер в моем представлении — это человек, который видит порядок в хаосе и управляет им. Мне близок такой подход. И вообще взрослым, докучающим советами, я говорю просто: «Дайте мне самой загубить свою жизнь!»
В голосе Наташи слышны не только веселые нотки, но и металл. Похоже, в ее душе физики бесповоротно победили лириков. Во всем — целеустремленность и дисциплина. День школьницы расписан по минутам. Помимо фотографии она увлекается походами, химией и вообще точными науками. Говорит, ей повезло со школой и с преподавателями.
«Я хожу на химический факультет МГУ, на кафедру технологии новых материалов. Это здание со свинцовыми стенами, там раньше ядерный реактор стоял. В лаборатории разрабатывают композитные материалы. В России это новая вещь. Недавно мы испытывали композитную пластину — она выдержала нагрузку вдвое больше расчетной. Было круто!»
Да, на смену миллениалам, рожденным в конце прошлого века, идут дети 2000-х, их еще называют «поколением Z». Они купаются в социальных сетях, не могут и часа обойтись без смартфона, а многие виртуальную реальность предпочитают обычной. Можно недоумевать по этому поводу или негодовать, но именно эти ребята в не таком уж далеком будущем придут в профессии, к управлению компаниями и, страшно сказать, государством.
«Я не могу говорить обо всем поколении, — замечает Наташа, — тем более я мало общаюсь со «своими». Большинство моих сверстников ничем серьезным не увлекаются: целые дни проводят в интернете и обсуждают какие-то мемы и шутки. Это не мое. Я переписываюсь с теми, кто увлекается авиацией. Это друзья-ровесники и совсем взрослые люди, с кем комфортно общаться. Мне интересно, когда человек умеет мыслить, пусть даже мнения не совпадают. В интернет захожу, чтобы учебные задания узнать на школьном сайте. Недавно, правда, изучала схемы захода на посадку в Краснодаре, я туда лечу на днях. Мы с классом идем в поход по Адыгее...»
А как же музыка, поэзия, кино, книги? Все эфемерное, нерациональное, прикладного значения не имеющее? «Над вымыслом слезами обольюсь»?
«Никогда мне не приходилось заплакать в кино, даже на «Титанике», — признается Наташа Редькина. — Вот «Горе от ума» мы сейчас проходим по литературе, но если честно, от меня далеки мысли и чувства вымышленных героев. Лучше научную статью прочту. Пусть это и занимает много времени, особенно если переводить с иностранного. Мне интересно, как из ядра извлекается гигантская энергия, если говорить об атомных станциях. Вот это — будоражит!»
Все, к чему у нее лежит душа, имеет прикладное значение. По словам Наташи, знание о диэлектриках — предметах, не проводящих электрический ток, — ей пригодится в жизни, а стихотворная строка Маяковского «В сто сорок солнц закат пылал:» ей ни о чем не говорит...
Эх, девочка, думаю я. Подожди еще немного — и стихи сами ворвутся в твою жизнь. Наперегонки с самолетами. А кто из них победит, в конце концов не так уж и важно. Главное, чтобы в человеке как можно дольше сохранялось ощущение полета.