В Москве при поддержке компании «Роснефть» открылась уникальная выставка картин английского художника Томаса Гейнсборо
В начале декабря в Москве открылась выставка картин Томаса Гейнсборо — блестящего портретиста и живописца, наиболее яркого и своеобразного представителя своей эпохи и одного из основателей британской школы живописи XVIII века. Произведения живописи, графики и архивные материалы экспонируются в главном здании Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Томаса Гейнсборо (1727-1788) называют гением золотого века британской живописи и любимым художником короля Георга III. Творчество мастера развивалось в период, когда британская культура переживала возрождение. Национальный подъем коснулся не только изобразительного искусства, но также театра, музыки и литературы.
Именно эпоха Гейнсборо окончательно сформировала английскую школу живописи. Большую роль в сложении художественного языка художника помимо учителей в лондонской Академии святого Мартина, которую возглавлял великий Уильям Хогарт, сыграли ведущие представители живописных школ континентальной Европы.
На протяжении всей своей жизни Гейнсборо усваивал уроки старых мастеров, разрабатывая собственную живописную манеру, отличную от общепринятого в тот период торжественно-парадного стиля, который представлял его главный оппонент и соперник — президент и основатель Королевской академии художеств Джошуа Рейнолдс. Творчество Томаса Гейнсборо сыграло решающую роль в процессе формирования британской школы живописи.
Тонкие портреты Гейнсборо и идиллические пейзажи считаются гордостью любого собрания во многом потому, что в европейских коллекциях сохранилось достаточно небольшое количество картин художника. В российских музеях работы Гейнсборо можно пересчитать по пальцам. Поэтому посетители выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина получат действительно редкую возможность открыть для себя чарующий мир мастера.
«Сегодня мы открываем очень важную выставку, посвященную творчеству величайшего английского художника XVIII века Томаса Гейнсборо. И это очередная наша победа вместе с компанией «Роснефть», — рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак. — Выставки Гейнсборо еще никогда не было в России, мы впервые показываем его творчество. Более того, он достаточно редко показывается вообще в пространствах музеев. Мы собрали 100 произведений из 13 музейных собраний, 11 из них — британские. Это самые разные музеи, от известных столичных до небольших провинциальных, и национальный фонд Trust, который курирует и сохраняет произведения из частных собраний. Все это собралось вместе и, конечно, погружает нашего зрителя в потрясающую атмосферу. Очень гармоничную, окрыляющую, вдохновляющую человека».
Список музеев, предоставивших полотна для экспозиции в России, действительно впечатляет. Экспонаты для выставки в ГМИИ предоставили как давние партнеры музея — Лондонская национальная галерея, Галерея Тейт, Королевская академия художеств, — так и музеи, впервые сотрудничающие с Россией. Это Дом-музей Гейнсборо в Садбери, владеющий обширным собранием ранних работ мастера, Музей Холбурна в Бате, где на протяжении 15 лет жил и работал художник, Даличская картинная галерея, обладающая блестящими образцами портретной живописи Гейнсборо.
Выставка в музее имени Пушкина посвящена становлению и развитию художественного стиля Гейнсборо, который претерпел серьезные изменения благодаря знакомству художника с искусством старых европейских мастеров.
В экспозиции представлено около 100 произведений художника. Среди уникальных экспонатов из Великобритании — парадный портрет «Миссис Элизабет Муди с сыновьями Самуэлем и Томасом», последний масштабный пейзаж мастера «Рыночная повозка», а также пейзажи на стекле, которые практически никогда не бывают представлены на выставках за рубежом.
Первый раздел выставки составляют ранние работы художника, которые были созданы вскоре после того, как молодой мастер, прошедший обучение в Лондоне, вернулся в родной Саффолк. Наиболее значительным лондонским наставником Гейнсборо стал представитель французского рококо Юбер-Франсуа Бургиньон, известный под псевдонимом Гравло. В то время французские мастера были востребованы в Великобритании. Под влиянием рокайльных пасторальных композиций Гейнсборо начал работать в жанре так называемого разговорного портрета. Изображения людей на фоне ландшафта предоставили мастеру уникальную возможность объединить портретную и пейзажную живопись и сообщить формальному групповому портрету интонацию непосредственности и интимности.
В этот же период Гейнсборо стал проявлять интерес к работам голландских пейзажистов, которые начали активно наполнять лондонский художественный рынок. В ранних пейзажных работах мастера чувствуется влияние голландских учебных альбомов и тщательное изучение натуры — следствие бесконечных прогулок художника по окрестностям Садбери.
Вторая часть экспозиции посвящена камерным портретам мастера. Томас Гейнсборо успешно работал в разных жанрах, однако во второй половине XVIII века только заказные портреты могли принести британскому живописцу твердую репутацию и достойный доход. В этой сфере Гейнсборо приходилось непрерывно конкурировать с другими художниками, тем более что британские заказчики нередко обращались к разным портретистам. Помимо полотен Томаса Гейнсборо в экспозицию этого раздела вошли несколько работ британских художников, являющихся современниками мастера.
К числу основных особенностей живописи Великобритании XVIII века относится необычайный расцвет детского портрета. Этому жанру отдали дань многие живописцы — от скромных провинциальных мастеров до признанных академиков. И здесь Гейнсборо не похож на своих современников. Воздушные детские образы художника, стремившегося подчеркнуть хрупкость, присущую этому нежному возрасту, заметно отличаются от жизнерадостных розовощеких «ангелочков» на полотнах Джошуа Рейнолдса и его последователей.
Если ранние портреты Гейнсборо характеризуются жизненной правдивостью и некоторым лаконизмом, присущим хогартовскому стилю, то в дальнейшем мастер создал целую галерею мужских и женских образов, проникнутых почти бестелесной легкостью и тонким лиризмом.
В Белом зале музея экспонируются шедевры, относящиеся к периоду расцвета творчества Томаса Гейнсборо. Здесь расположены портреты, посвященные музыкантам, с которыми художника связывали дружеские отношения. Благодаря этой дружбе художник оставил великолепную портретную галерею лучших представителей музыкального искусства Великобритании георгианской эпохи. Среди них — композитор и виртуоз игры на виоле да гамба Карл Фридрих Абель, члены семьи композитора Томаса Линли, певица и исполнительница на струнных инструментах Анна Форд. Их портреты также выставлены в ГМИИ им. Пушкина.
В поздний период произведения Гейнсборо становятся все более смелыми по композиции, их отличают свобода и легкость живописной манеры. В эти годы художника привлекают эмоциональные пейзажи голландца Якоба Рёйсдала, а также полотна великих фламандцев — Питера Пауля Рубенса и Антониса ван Дейка. Влияние Рубенса на творчество британского мастера прослеживается на протяжении последних двух десятилетий его жизни, в то время как ван Дейк был для него примером талантливого живописца, воплощением итальянского понятия sprezzatura — кажущейся легкости, за которой стоят кропотливая работа и высокое мастерство. В состав выставки включены работы старых мастеров из российских и зарубежных собраний, творчество которых оказало заметное влияние на развитие художественного стиля Томаса Гейнсборо.
Особое место в экспозиции занимает композиция «Снятие с креста» — копия с масштабного полотна Рубенса, исполненная Гейнсборо по гравюре Лукаса Ворстермана. Картина Рубенса находится в Антверпене, который Гейнсборо посетил значительно позднее, летом 1783 года. Удивительно, что британский художник выбрал именно эту композицию своего кумира — изображение религиозных сцен не было актуальным для британского искусства XVIII века, и сам Гейнсборо никогда не обращался к подобным сюжетам. Очевидно, для обоих живописцев этот сюжет был по-своему важен. Рубенс сделал много эскизов к «Снятию с креста», показывающих, как долго он подходил к этой работе. Один из этих эскизов, принадлежащий собранию Государственного Эрмитажа, будет представлен на выставке.
Наконец, последний раздел экспозиции посвящен графическим произведениям Томаса Гейнсборо и другим формам, к которым обращался мастер, всю жизнь увлекавшийся различными художественными экспериментами. Для Гейнсборо рисование было привычкой всей жизни, столь необходимой для его художественной практики. Он непрерывно открывал новые возможности рисунка. Начав с традиционных зарисовок свинцовым карандашом, мастер с годами усложнял технику, добиваясь более «живописного» эффекта. Стремление художника к экспериментам распространялось и на его работу в гравюрных техниках, а также в живописи на стекле. Используя специально спроектированный ящик с увеличительным стеклом, Гейнсборо демонстрировал собственноручно расписанные стеклянные пластины. До сегодняшнего дня сохранилось только 10 подобных работ. Все они хранятся в собрании Музея Виктории и Альберта (Лондон), редко экспонируются и практически не бывают на выставках за рубежом. Экспозиция в ГМИИ им. А. С. Пушкина предоставляет уникальную возможность увидеть два пейзажа на стекле.
Выставка произведений Томаса Гейнсборо продолжает цикл экспозиций, представляющих британское искусство. В ГМИИ им. А.С. Пушкина уже состоялись проекты, посвященные творчеству Уильяма Тернера (2008), Уильяма Блейка (2010), прерафаэлитов (2013), Обри Бёрдслея (2014), а также художников Лондонской школы (2019). Кроме того, выставка продолжает плодотворное сотрудничество музея с компанией «Роснефть», благодаря которой удалось собрать полотна Гейнсборо и привезти в Москву.
«У нас очень большой опыт сотрудничества. Все те выставки, которые мы сделали при поддержке «Роснефти», всегда были самыми посещаемыми, это, без преувеличения, важнейшие выставки в истории Пушкинского музея, — подчеркнула директор музея Марина Лошак. — Наш партнер «Роснефть» выбирает самые знаковые проекты, важные не только для музейщиков, которые очень любят искусство и хотят показать самое интересное, но и для зрителя. Эта выставка, безусловно, будет чрезвычайно популярна у москвичей и гостей столицы».
При поддержке «Роснефти» ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2016 году уже показал россиянам выставку Рафаэля «Поэзия образа. Произведения из галереи Уффици и других собраний Италии». В 2018 году сотрудничество с нефтяной компанией позволило организовать в Москве уникальную выставку японских гравюр «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». Шедевры японского искусства крайне редко покидают страну и впервые были показаны в России.
Однако вклад «Роснефти» в культурную жизнь страны не ограничивается сотрудничеством с музеем им. Пушкина. «Роснефть» оказывает спонсорскую помощь Филармонии имени Д.Д. Шостаковича, Санкт-Петербургскому государственному академическому театру балета Бориса Эйфмана, Хору Сретенского монастыря и другим музыкальным коллективам.
Есть и совсем свежие примеры — при поддержке нефтяной компании в России и Великобритании в сентябре 2019 года состоялся гастрольный тур Фестивального оркестра Бриттена — Шостаковича по городам двух стран. Оркестр был создан в память о дружбе двух великих композиторов своих стран — Дмитрия Шостаковича и Бенджамина Бриттена — и объединил в своем составе 86 молодых музыкантов из ведущих консерваторий России и Великобритании.
В городах Японии при поддержке «Роснефти» с июня до середины декабря проходит фестиваль российской культуры, который является частью перекрестного Года России и Японии. В ходе фестиваля состоялись выступления оркестра Мариинского театра под руководством дирижера Валерия Гергиева, концерты пианиста Даниила Харитонова и Государственной академической симфонической капеллы России, гастрольные выступления Санкт-Петербургского государственного академического театра балета им. Бориса Эйфмана, артистов Санкт-Петербургского цирка и Камерного хора Московской консерватории.
Выставка продлится до 1 марта 2020 года. Ей будет посвящен ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Прогулки с Томасом Гейнсборо», который пройдет в музее с 1 по 23 декабря. Кроме того, выставка будет сопровождаться образовательной программой, в рамках которой предусмотрено проведение лекций, встреч, экспозиций, детских мероприятий и многого другого.
«Мы даем российскому зрителю ощущение того баланса, который так необходим в этом мире. Когда человек приходит на выставку Рафаэля, или на выставку эпохи Эдо, или на Гейнсборо, он понимает, что в мире значительно больше доброго и хорошего, чем плохого, — отметила Марина Лошак. — Это изумительные пейзажи и человеческие лица, наполненные добротой, смыслом жизни, открытые к миру».