Аскольд Запашный: Красть у Деда Мороза варежку нам без надобности

Представитель знаменитой династии дрессировщиков рассказал о том, как творятся цирковые чудеса

Жизненное кредо братьев Запашных сродни мушкетерскому — если нужно, один заменит обоих.

Накануне премьеры нового шоу Аскольд Запашный рассказал «Труду» о том, чем они с братом публику удивлять будут, и о том, каким видят будущее отечественного цирка.

— Вы с братом представляете четвертое поколение известной цирковой династии: ген бесстрашия унаследовали от предков или преодолеваете страх сознательными усилиями?

— Нет такого гена, к сожалению. А может, и к счастью. Страх необходим: он помогает человеку выжить. Особенно артисту цирка. Страх преодолевается профессионализмом, то есть опытом. Дрессура — один из самых ярких и опасных жанров циркового искусства. В любом другом, если артист ошибется — в основном это его собственная ошибка, а в дрессуре очень многое обусловлено поведением зверя. И наша задача в том, чтобы отрепетировать максимальное количество различных ситуаций, в том числе нештатных, не уповая на то, что в действительности они могут и не произойти.

— Чего в дрессуре хищников больше — точного расчета или магии личного влияния человека на зверя?

— Я вам раскрою секрет — нет никакой магии. Можно сочинить красивую сказку, устроить эдакий заговор дрессировщиков: пусть люди думают, что в нас есть что-то загадочное и мы в самом деле можем подчинять себе зверей усилием воли. И все бы верили, что абсолютно технические трюки выполняются каким-то сверхъестественным образом: человеку со стороны разобраться в тонкостях дрессуры не под силу. Ситуация всегда должна быть под контролем. Для этого есть специальные приемы, которыми владеет каждый профессионал. Все-таки хищник — убийца, в нем это природой заложено.

— Как вы отбираете четвероногих артистов в свою труппу?

— Сначала определяем, чего можно ожидать от животного, исходя из природы поведения данного вида. Дальше — индивидуальный подход. Смотрим на родителей: если они крупные, то и детеныш, скорее всего, таким вырастет. Значит, бесполезно рассчитывать, что он будет хорошо прыгать и бегать, и нужно воспитывать его для силовых трюков. Если животное подвижно, сообразительно и вдобавок неагрессивно, его репертуар расширяется. А задиру и драчуна придется ограничивать. Кто-то думает, что если животное долго бить палкой, то оно станет послушным. Дрессура состоит не в том, чтобы бегать по манежу, размахивая стеком. Надо понимать природу зверя и не требовать от него невозможного.

— Дрессировщик обязан ко всем своим питомцам относится одинаково?

— Равноценное отношение к большому коллективу — самый правильный подход. Я всегда разделяю работу и личную жизнь, так меня научил отец. У меня на работе нет друзей. Это и животных касается. Добрый хищник — нонсенс, хотя бывают и исключения. У нас есть тигр Мартин, который никогда к нам с братом агрессии не проявлял. Мне с ним интересно общаться, приятно показаться на людях. Отношусь к нему с глубокой симпатией, но когда дело касается работы, среди других артистов не выделяю.

— У вас с братом существует разделение труда на манеже?

— Мы стараемся делать все по максимуму одинаково. При этом у каждого есть трюки, так сказать, заявочные, рекламные, которые мы выполняем друг за друга только в крайних случаях. И, конечно, у каждого есть трюки эксклюзивные, которые один делает, а другой не может. Но они эквивалентны, чтобы ни один из нас не проигрывал в глазах публики.

— Как уживаются два талантливых, самодостаточных человека, которым профессия оставляет мало времени для сольного существования?

— Тут надо сказать огромное спасибо нашим родителям. Мама, кстати, до сих пор работает с нами, она такой мотор всего коллектива. Так вот, подход к воспитанию был прост: если мы продолжаем династию, то всегда должны быть вместе и друг друга поддерживать. Раньше отец и мама всегда были рядом, что-то подсказывали. С возрастом сами начали искать выходы из сложных ситуаций. Бывает, что эмоции зашкаливают, мы достаточно систематически ругаемся: для двух самодостаточных сильных людей нахождение на замкнутой территории при сложных целях и большом нервном напряжении чревато неизбежными разногласиями. Но жизнь показывает: мы умеем их преодолевать.

— Ваша специализация — шоу с драматургией. Считаете, что традиционное представление себя изжило?

— Традиционное мне просто неинтересно. Люблю что-то свое придумывать. Я бы не стал громко и красиво говорить о том, что мы пришли к какой-то новой форме. Скорее обновили то, что уже существовало до нас. В жизни все циклично — тематические представления были и в советские времена. Зато есть простор для режиссерских ходов: можно подключать современные технологии. И если оценивать мою режиссерскую, сценарную или хореографическую работу, то можно скорее говорить о каких-то авторских красках, чем о кардинальном новаторстве.

— Чем удивлять будете в новой программе?

— «К.У.К.Л.А.» — это такая психоделика в стиле Тима Бертона, я попытался создать аналогичную атмосферу с учетом отечественных реалий. Будет несколько настоящих «бомб»: в таких масштабах никто ничего подобного не делал. Это очень динамичное представление в плане использования транспортных средств: автомобили, мотоциклы, велосипеды, даже ролики. Мы всегда соревнуемся сами с собой: к счастью или к несчастью, у нас конкурентов нет. Общий уровень творчества оставляет желать лучшего — те же новогодние представления строятся по примитивной формуле «у Деда Мороза украли варежку, и из-за этого Новый год не настанет».

— Сколько времени понадобится, чтобы российский цирк смог на равных конкурировать с лучшими цирками мира?

— Я бы не стал прогнозировать: слишком много составляющих у этой проблемы. Нужна система, а сколько времени потребует ее запуск, один Бог знает. Распределяют средства и подписывают бумаги чиновники, ничего не понимающие в искусстве. И достаточно даже одному чиновнику среднего звена оказаться нечистым на руку, чтобы остановить весь процесс. И сделать он это может так изящно, что, даже зная, кто виноват, трудно будет призвать его к ответу.

Впрочем, некоторые позитивные изменения уже наблюдаются. В Министерстве культуры есть люди, понимающие, что так дальше жить нельзя. На примере Большого Московского цирка мы покажем, на что способны, и докажем, что мы не просто болтуны, а люди, отвечающие за свои слова.

Российскому цирку нужны профессиональные кадры, умеющие высококлассно работать. Иначе с ним произойдет то же, что и с другими отраслями, — автопромом, авиапромом. Мы приобретаем иностранные автомобили, телевизоры и одежду за отсутствием достойных отечественных аналогов, и это страшная беда. По сути этот захват — медленная оккупация изнутри. Когда мы перестаем принадлежать самим себе и становимся пользователями, приходят настоящие хозяева и говорят: вы давным-давно принадлежите нам! Тот же Cirque du Soleil к нам на самом деле не в гости ездит, а плацдарм для захвата готовит. И в наших силах ему этот плацдарм не отдать.

Наше досье

Братья Запашные, укротители хищников

Эдгард родился в 1976 году в Ялте (Украина), Аскольд — в 1977-м в Харькове. Представители четвертого поколения известной цирковой династии. Уехали вместе со всей семьей в Китай работать по контракту в 1991 году. Создали Цирк братьев Запашных, а также много цирковых шоу, среди которых «Колизей» (2007), «Камелот» (2008), «Садко» (2009), «Камелот-2: Наместник богов» (2010), «Легенда» (2011).

Эдгард Запашный — победитель ТВ-шоу «Король ринга» (2007). В ноябре 2012 года назначен директором Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.