Конкурс при поступлении в некоторые столичные колледжи составляет 10 человек на место
«Велика Москва, а работать некому» - примерно так выглядит общественное мнение о ситуации на рынке труда столицы. Иногда возникает впечатление, что трудом, для которого требуется не высшее, а профессионально-техническое образование, у нас занимаются в основном гастарбайтеры. Но это не так. Город многое делает, чтобы привлечь своих специалистов и молодежь на производство. В чем и убедилась корреспондент «Труда».
«Сегодня город остро нуждается в специалистах 135 профессий - от парикмахеров до операторов АСУ. Задача всех департаментов Москвы - проводить по своим направлениям постоянный мониторинг этих потребностей: где именно и сколько требуется специалистов. Это позволит сформулировать точный заказ и к началу ближайших приемных экзаменов принять в колледжи определенное количество студентов, обеспеченных нужным количеством оборудования и преподавателей», - так говорил Сергей Собянин еще два года назад, на праздновании 70-летия профессионального образования в Кремлевском дворце.
«Потребности современного производства в грамотных выпускниках профтехучилищ и колледжей сегодня даже выше, чем спрос на выпускников вузов. Страна и городское хозяйство остро нуждаются в специалистах высокотехнологичных профессий, в том числе и в перспективе по программированию, наладке электронных станков, и других специалистах, сочетающих в себе золотые руки и светлые головы», - продолжал мэр Москвы.
По его словам, городу тогда требовалась эффективная долгосрочная программа развития начального и среднего профессионального образования. И департамент образования столицы даже начал работу по подготовке новой городской целевой программы инновационного развития и модернизации системы начального и среднего профессионального образования на 2012-2014 годы.
Надо отдать должное разработчикам программы: уже сейчас она стала приносить ощутимые результаты.
Это стало понятно нынешней осенью, когда в Москве прошли Дни профессионального образования. Целую неделю студенты и преподаватели столичных колледжей проводили мастер-классы. Один день был посвящен сфере услуг, другой - предпринимательству… Это было сделано в первую очередь для того, чтобы посетители-школьники определились с будущей профессией. Кстати, от предложений, которые были сделаны подросткам на Днях профобразования, было невозможно отказаться. Судите сами.
Во-первых, конкурс по ряду специальностей при поступлении в колледжи составляет 10 человек на место - это больше, чем в некоторые престижные вузы. Во-вторых, минимальная зарплата выпускника колледжа практически сопоставима с зарплатой выпускника института - 25 тысяч рублей. В-третьих, выпускники колледжей имеют достаточно предложений и большой выбор специализаций.
По статистике на каждого молодого специалиста из техникума или училища приходится по две-три вакансии в крупных компаниях. Самые востребованные специалисты - повара, дизайнеры-технологи, механики, слесари. Зарплата на начальном этапе - не ниже средней по Москве, то есть 40 тысяч рублей. Словом, без работы выпускники техникумов (в отличие от тех же выпускников вузов) никогда не останутся.
Появилась даже идея создать при поддержке столичных властей московскую ассоциацию выпускников системы среднего профобразования. Она будет способствовать эффективной профессиональной подготовке и социальной адаптации обучающихся колледжей.
Как известно, в позапрошлом веке в Англии появился термин «синий воротничок» - то есть рабочий класс. Совершенно к другим классам принадлежали работники сферы услуг и "белые воротнички" - на современном языке их назвали бы офисным планктоном. Так вот в последнее время "синих воротничков" в Москве стало больше.
Приведем несколько цифр. По словам заместителя мэра столицы по вопросам образования и здравоохранения Ольги Голодец, в настоящее время в системе департамента образования Москвы 88 профильных колледжей, реализующих программы общего, начального профессионального образования по 127 профессиям и среднего профобразования по 117 специальностям. При этом всего в столичных колледжах проходят обучение около 89 тысяч человек. Около 65% выпускников колледжей начинают работать по профессии, около 10% идут в вузы, остальные 25% занимаются другими видами деятельности. И самое главное - количество первокурсников, желающих получить профобразование, в этом году увеличилось на 20%, или на 6,5 тысячи человек.
В последнее время получить профессиональное образование желают не только бывшие школьники, но и люди, по возрасту годящиеся им в старшие братья и сестры, а то и в родители. Ольга Голодец сообщила, что сегодня в Москве 25 тысяч людей, имеющих диплом о высшем образовании, ежегодно приходят в колледжи для того, чтобы получить другую профессию. Почему так?
Может быть, потому, что в свое время этим людям помешали родители. Все мы помним, как это обычно бывало (да и бывает сплошь и рядом сейчас): к окончанию школы ребенок не может понять, кем ему быть, и тогда родители за него выбирают вуз для поступления. А на самом деле душа у человека лежала совершенно к другому делу.
Но возможно, причина гораздо прозаичнее. Предположим, что после нескольких неудачных опытов трудоустройства выпускник вуза понимает, что, например, владение редким языком или блестящее знание истории, подтвержденные дипломом, не означают, что найдется работодатель, который за это будет платить. И человек просто начинает искать способ устроиться на хорошую работу.
Мэр Москвы Сергей Собянин считает: «Переобучение специалистов - отдельная тема. Для взрослого человека большая психологическая проблема сесть за одну парту с восьмиклассником». Поэтому мэр настаивает на разработке особой системы обучения в московских профтехколледжах взрослых, которые хотят получить новую профессию. Цель программы для взрослых - позволить им получить образование в сжатые сроки, но чтобы при этом оно не теряло в качестве.
По словам замруководителя столичного департамента образования Игоря Павлова, в прошлом году правительство Москвы в два раза увеличило финансирование системы профессионального образования. На нужды профтехколледжей было потрачено 885 млн рублей. Что ж, на хорошее дело не жалко никаких денег! Ведь эти миллионы - вложение в наше очень скорое будущее, когда в Москве появятся настоящие ответственные рабочие-профессионалы, которые заменят неквалифицированных самоучек. И тогда жизнь столицы заметно изменится к лучшему.
Развитие профобразования в России начал Петр I. Своими указами 1701 года он распорядился создать школы для подготовки за короткое время российских профессиональных кадров. Первые из них появились на Урале, на металлургических заводах Никиты Демидова. «Оскуднение людей», то есть нехватка квалифицированной рабочей силы, было тогда одним из главных тормозов развития промышленности Урала. Картина, в чем-то схожая с тем, что происходило еще недавно в Москве.
В Советском Союзе начало системы профессионально-технического образования было положено Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР» от 2 октября 1940 года. Этим указом была учреждена единая централизованная система подготовки квалифицированной рабочей силы в ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского обучения, а также распределения подготовленных кадров. В ремесленных и железнодорожных училищах было установлено двухлетнее обучение, а в школах ФЗО, готовящих рабочих массовых профессий, - шестимесячное. Кстати, с тех самых пор 2 октября наша страна отмечает День профтехобразования.
В 1954 году были созданы ПТУ, где готовили специалистов по более чем 400 рабочим профессиям. Срок обучения составлял от полугода до четырех лет.
В 1975 году в стране было около 700 ПТУ и 364 тысяч учащихся. В 1980-е только в Москве было более 100 профтехучилищ. Существовало несколько видов ПТУ: технические училища (ТУ), городские профессиональные технические училища (ГПТУ), сельские профессиональные технические училища (СПТУ), средние профессиональные технические училища (СПТУ). В 1990-е годы система профессионально-технической подготовки, созданная в советские годы, разрушилась.
В наше время ПТУ называются профессиональными училищами (ПУ) и профессиональными лицеями (ПЛ), а количество профессий, которым обучают в этих заведениях, значительно расширилось по сравнению с советским периодом.