Ту-154 прослужат еще 20 лет
Заменить падающие самолеты авиакомпании смогут лишь к 2030 году
Технически надежная, но морально устаревшая модель самолета Ту-154 может остаться в строю вплоть до 2030 года. Авиакомпании рады бы обновить свои парки техники, но у многих на это просто нет денег.
В субботу в московском аэропорту Домодедово совершил аварийную посадку пассажирский самолет Ту-154 «Дагестанских авиалиний», вылетевший из Внуково. У воздушного судна, по предварительным данным, отказали два из трех двигателей. Самолет приземлился рядом со взлетно-посадочной полосой и раскололся на три части. Два человека погибли.
Это уже второй за последнее время аварийный случай с этой моделью отечественной авиатехники. В сентябре у Ту-154 авиакомпании «Алроса» в воздухе отказала система электроснабжения, и он аварийно сел в Коми.
Хотя специалисты оценивают самолеты Ту-154 как надежные, они уже морально устарели: их серийно производили с 1970 года. И еще полетают они лет 20. Другой вопрос, насколько надежно и безопасно.
Надежные, но устаревшие
До сих пор в России эксплуатируются еще 83 самолета Ту-154. Причем самолеты этой модели входят в число бортов, которыми пользуются первые лица государства, например премьер Владимир Путин. Именно в авиакатастрофе с Ту-154 погиб президент Польши Лех Качиньский вместе с половиной высшего руководства страны.
Но 154-я «тушка» — очень надежная в техническом плане машина. «Ту-154 — это очень надежный самолет, он прошел 30-летний эксплуатационный период, — рассказывает „Труду“ Герой России, заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев, отлетавший 15 лет на Ту-154. — Хотя морально, конечно, самолет устарел».
По словам Толбоева, в этой аварии виноват, скорее всего, экипаж. «У нас летчики ничему не обучены, кроме как взлетать и садиться, — сетует Толбоев. — И на „Дагестанских авиалиниях“ это не впервые: в прошлый раз на таком же самолете они забыли включить генераторы».
Почему не обновляют
Из российских авиакомпаний только «Аэрофлот» отказался от пользования Ту-154, закупив новые самолеты. Но не все могут себе это позволить: дешевле эксплуатировать и периодически ремонтировать имеющуюся технику. А что касается малых авиакомпаний, то они еще долго не смогут приобрести новые самолеты.
Фактически по нормативам Ту-154 должны летать еще лет 10, если только полностью не реконструировать существующие суда. «Технически обновить парк самолетов, заменив старые Ту-154 на новые самолеты, можно за один год, — говорит „Труду“ источник в одной из российских авиакомпаний. — Но по факту они пролетают еще лет 20, особенно на местных рейсах, или останутся у небольших авиакомпаний».
По словам собеседника газеты, на то, чтобы обновить свой парк, у небольших компаний попросту нет денег и в ближайшие годы не появится.
«Дело в том, что у Ту-154, по сути, сегодня нет эквивалентной замены, — говорит „Труду“ руководитель ассоциации участников авиационной и авиатранспортной деятельности „Аэроград“ Геннадий Зубаков. — Одним существующим „Суперджетом“ (КБ „Сухого“. — „Труд“) весь парк не обновишь». По словам Зубакова, Ту-154 будут постепенно выводить из авиапарка страны, но этот процесс будет идти медленно.
«Серийно еще не собрали ни одного „Суперджета“, — говорит источник в авиаотрасли. — Единственный выход — пустить крупных международных игроков в Россию». По его словам, есть самолеты дешевле
Что случалось с Ту-154
- 7 сентября 2010 года совершил аварийную посадку Ту-154 авиакомпании «Алроса». В результате отказа электрооборудования у самолета отказали все приборы. Экипаж посадил машину так, что никто серьезно не пострадал.
- 10 апреля 2010 года под Смоленском разбился принадлежащий Польше Ту-154. На борту находились 96 человек, в том числе президент страны Лех Качиньский и многие высокопоставленные чиновники. Все погибли.
- 24 ноября 2009 года Ту-154 «Дагестанских авиалиний» совершил аварийную посадку в дагестанском аэропорту из-за неполадок в двигателе. Помимо экипажа на борту находились 60 человек, никто не пострадал.
- 16 января 2009 года в городе Мирный совершил аварийную посадку Ту-154 компании «Алроса-Авиа». У самолета отказал один из двигателей. На борту находилось более 100 пассажиров, никто не пострадал.