ИРИНА БОГУШЕВСКАЯ: "ЖИЗНЬ - ЭТО ПОВОД ДЛЯ СТРОЧЕК И НОТ"

Нынче у певицы и сочинительницы песен Ирины Богушевской премьера новой программы "Шелк", которую она представит в одном из крупных московских залов. Уже из заглавия концерта можно понять, что Ирина склонна к тонким чувствам, изысканным образам, мягким звучаниям. Это в творчестве. А вне его суровая реальность учит глубоко интеллигентную г-жу Богушевскую поступать твердо и даже жестко.

- Свой предыдущий альбом "Нежные вещи" я вывесила в интернете, - поделилась Ирина с корреспондентом "Труда". - Сделала это для тех, кто действительно любит мои песни. Думала: пусть люди скачают это бесплатно для себя, для друзей... Но буквально через две недели на гастролях мне из зала понесли для автографов... диск "Нежные вещи", к изданию которого я не имела ни малейшего отношения. То же самое повторилось в другом городе, третьем... Эти пластинки имели разные обложки, но все они были пиратскими. И я решила, что моего нового альбома в интернете не будет. А диск появится в продаже только после того, как мы исполним песни в концерте.
- Стало быть, вы не разделяете великодушие Бориса Гребенщикова, который смотрит на деятельность пиратов сквозь пальцы: дескать, распространяют хорошую музыку, и спасибо им за это?..
- К Гребенщикову отношусь с огромным уважением: быть столько лет на виду и сохранить при этом свежесть чувств, писать удивительно живые песни... К нему даже слово "артист" не очень подходит, скорее - "учитель". Но у меня совсем другие амбиции. Я не хочу быть никаким гуру, просто пою и стараюсь делать это хорошо.
- Ирина, насколько знаю, истоки вашей карьеры восходят к студенческому театру МГУ...
- Да, пришла туда, учась на втором курсе философского факультета. Это задало высокую планку на всю жизнь. Кстати, из университетского театра вышли в свое время Ролан Быков, Марк Захаров, Ия Саввина, Алла Демидова, Марк Розовский, Илья Рутберг. К нам в авторские кабаре приходили читать стихи Дмитрий Пригов, Владимир Вишневский. Алеша Кортнев, Валдис Пельш и их группа "Несчастный случай", пели свои песни. Это был удивительный круг общения.
- Ваше искусство никак не отнесешь к коммерческой попсе. Наверняка приходилось слышать от руководителей теле- и радиостанций, которым вы предлагали свои песни: "Извините, не наш формат..."
- И даже без слова "извините". В 2000 году я испытала по этому поводу серьезный душевный кризис. Тогда вышла моя пластинка "Легкие люди", и мне казалось, что вещи из нее вполне могут звучать в эфире. Но ни одна радиостанция их не взяла. Из длительной депрессии меня вывело только рождение младшего сына Дани - уже само оно было огромной радостью. А кроме того, я так долго сидела с сыном дома, что очень соскучилась по музыке и поняла: буду сочинять и петь, невзирая ни на что - дадут мне эфиры, не дадут. Как ни странно, на тот момент такой подход оправдал себя: со временем ситуация переломилась, нас стали звать в самые большие залы, вплоть до Кремлевского дворца.
- Иными словами, прав булгаковский Воланд: не просите - сами все принесут?
- Ну как сказать... Эту фразу не надо понимать слишком буквально - бывают моменты, когда надо напоминать о себе, и чем настойчивее, тем лучше. Я много над ней думала, прежде чем поняла: это же о любви сказано! Вот здесь бесполезно чего-либо требовать - остается лишь любить и надеяться, что полюбят тебя.
- Среди тех, кто вас любит, конечно, и ваши слушатели. Кто они в вашем представлении?
- Я не аналитик и никогда не прибегала к помощи института Гэллапа или Левада-центра. Мое дело - рифмы, мотивы, аранжировки. Я даже не очень хорошо вижу тех, кто сидит в зале, потому что в глаза бьет свет. Единственное, что могу сказать: многие из тех, кто присылает мне на концертах записки, люди интеллигентные, прекрасно владеющие русским языком.
- С фанатскими клубами не поддерживаете отношения?
- Нет, это было бы примерно то же, что прийти в музей имени себя любимой. Конечно, возникают какие-то переписки в интернете - так, например, я познакомилась с Мариной, в итоге мы уже 7 лет работаем вместе, она мой директор. Но вообще в контактах стараюсь сохранять дистанцию, особенно с мужским полом. А уж всякие плюшевые медведи или дорогая электроника в подарочных мешках, оставленные у входной двери, просто пугают, вызывают ощущение собственной незащищенности. Хотя люди, их принесшие, конечно, желали мне только добра...
- Чем же вас плюшевый мишка испугал?
- Знаете, какой он был здоровенный! Побольше Дани. Плюс дорогущий минидисковый плеер. Видно, кто-то прочел в моем блоге, что у меня на гастролях в Новосибирске украли такой вот минидиск...
- Вы разделили судьбу Киркорова, у которого в Новосибирске вот так же пропали мобильный телефон, плеер, часы...
- Очень Филиппу сочувствую. Тем более что это произошло чуть ли не в той же гримерке, что и у него. Но давайте скажем спасибо доблестной новосибирской милиции - телефон они мне нашли. Я им продиктовала его идентификационный номер, и они запеленговали аппарат, когда с него кто-то позвонил. Вот только видеосъемок Дани, которых там было множество, не сохранилось - воры их стерли. Ужасно жаль.
- Где-то прочел, что у вас был конфликт с Пугачевой: будто она сочла, что вы похожи на ее дочь Кристину и можете составить ей конкуренцию.
- Это миф, хотя мне тоже что-то подобное передавали. Мы с Кристиной совершенно разные, у нас различные жанры, стартовые условия... Уж с кем мы скорее похожи, так это с Аленой Свиридовой. Обе умные, талантливые и красивые (смеется).
- Еще, мне кажется, вы должны ощущать душевное родство с такой утонченной эстеткой, как Рената Литвинова.
- О, мы просто копия друг друга, если не считать, что Рената не пишет песен и не поет, а я не сочиняю сценариев и не снимаю фильмов (смеется). Вы знаете, я как-то Дане купила пластинку "Алиса в Стране чудес". Литвинова там озвучивала главную героиню, и это было стопроцентное попадание в образ. Мне и сама она представляется такой вот Алисой, которая медленно парит в колодце, и перед ней проплывают разные обыденные, но не обыденно расположенные вещи, и всем им она искренне изумляется.
- А то, что вы по рождению москвичка, как-то отразилось на вашем творчестве? Особенно учитывая, что рядом Арбат Окуджавы, Каретный Ряд Высоцкого, кабаре "Летучая мышь", где пел Вертинский...
- Да, люблю Окуджаву, стихи Высоцкого когда-то, в 9 классе, переписывала себе от руки, потому что по-другому их достать было невозможно. А Вертинского в определенном смысле считаю своим учителем, хоть он умер задолго до моего рождения... Конечно, в нашем городе бьют из-под земли какие-то мощные энергетические фонтаны - посмотрите, как тянет сюда людей. И я могу выдержать разлуку с Москвой недели на две-три, не больше. С другой стороны... Вот вы сказали про Арбат, а давно вы на нем были? Там ничего не осталось от духа Окуджавы. Улица превратилась в сувенирный ряд для туристов. Москва - девушка с короткой памятью. Хоть и с длинной историей.
- Слыхал, что вы в отличие от многих артистов не видите ничего зазорного в том, чтобы перемещаться по столице на метро. А проблема узнаваемости не напрягает?
- Случается. Допустим, едешь усталая, плохо выглядишь, и тут-то к тебе кто-нибудь обязательно подойдет... Но, например, в предновогодние дни, когда надо за пару часов объехать несколько мест, по-моему, просто безумие садиться в автомобиль и обдирать бока в пробках. К тому же я сама за руль не сажусь. Хотя обучена, но испытываю панический страх от необходимости маневрировать в этих жутких автомобильных потоках. Сперва думала: может, это потому, что у меня машина с механической коробкой передач? Купила джип с автоматикой, которым управлять совсем просто - все равно не могу преодолеть психологический барьер! Даже советовалась с доктором Курпатовым - не помогло. Но я все же нашла свое ноу-хау: стала брать телефоны у тех, кто меня подвозил, если они хорошо водили свои машины. Однажды Данина няня увидела у меня в записной книжке: "Роман - Фольксваген", "Евгений - Ниссан"... Не поняла и очень удивилась, пришлось объяснять...
- Вы часто упоминаете Даню, а кто ваш старший сын?
- Юноша, находящийся в интенсивном поиске себя. Говоря проще, Артемий окончил школу и работает.
- По какой специальности?
- Не скажу.
- А чем супруг занимается, тоже не скажете?
- Автомобилями. Мы и познакомились на автозаводе в Нижнем Новгороде, который с тех пор переименовали для себя в "Нежный". У меня там был шефский концерт, фотосессия в музее ГАЗа на фоне безумно красивых старинных машин. А Леонид приехал туда по своим делам...
- Муж не ревнует вас к профессии, из-за которой вы редко видитесь?
- Нет, он уважает то, чем я занимаюсь. И сам очень занятой человек - постоянно в командировках. Только ездит больше в западном направлении - в Женеву или Лиссабон, а я - в Ханты-Мансийск, Тюмень...
- Удается когда-нибудь отдыхать?
- Последний раз толком отдохнула летом 2006 года. Поскольку я существо водоплавающее, поехала в Турцию и все 10 дней провела на море, точнее в море, с ластами. Никакого экстрима, даже простых экскурсий - мне хватает тряски в самолетах и поездах на гастролях.
- Ира, здесь прозвучало много глупых вопросов, но сейчас, наверное, будет задан самый глупый: есть ли у вас строчка или строфа, которой больше всего гордитесь и за которую все остальное отдать не жалко?
- (долгое молчание) Вопрос как раз замечательный, просто я должна подумать... Да, есть такая строфа, не возьмусь утверждать, насколько она удалась, знаю только, что слушатели на нее всегда очень откликаются:
Не плачь. Вся жизнь - не больше чем повод.
И эта боль - она не больше чем повод
Для новых строчек и нот