ВСТРЕЧНЫЙ БОЙ

Давно в нашем кино не было такого громкого скандала, который разворачивается в эти дни вокруг фильма "Полумгла". Официальная премьера картины назначена на 23 февраля, но не исключено, что встреча новой ленты с широким зрителем может и не состояться. Во всяком случае, в том виде, в каком фильм сейчас существует.

"Полумгла" погружает зрителей в 1944 год. Недолечившегося лейтенанта, который мечтает поскорее вырваться из госпиталя на фронт, отправляют вместо передовой в далекую северную деревню, где под его руководством полтора десятка пленных немцев в ударные сроки должны построить вышку для радиомаяка. Голодные, ободранные, обмороженные немцы стараются выжить в прошитой холодными ветрами деревне под выразительным названием Полумгла: они начинают предлагать местным вдовам нехитрые мужские услуги - наколоть дров, починить крыльцо, наладить сбрую... Дальше - больше: между молодыми немцами и обездоленными войной бабами завязывается более теплое взаимное притяжение. И те и другие постепенно осознают, что враги - тоже люди. Более того, их можно жалеть и даже любить - вопреки тому, что где-то рядом гремит злая, жестокая война...
Для маститых драматургов Игоря Болгарина и Владимира Смирнова, впечатляюще заявивших когда-то о себе сценарием эпической трилогии о партизанском комдиве Ковпаке, нынешняя работа, в которой звучат явно пацифистские мотивы, желание примирить бывших противников, стала по-своему новаторской. Но и вбирающей весь их немалый опыт в создании, как раньше говорили, военно-патриотических произведений. В конце рассказанной ими истории пленных перебрасывали куда-то на новый объект, расставание деревенских жителей и немцев происходило со слезами на глазах... Так в общих чертах был прописан финал в сценарии. В фильме он выглядит иначе. На бронемашине в деревню влетает жестокий, скорый на расправу майор с конвоем и тут же, на глазах у местных жителей, пускает пленных в расход. А уезжая, велит бабам закопать трупы в местном овраге.
Этот шоковый финал и стал камнем преткновения при выходе картины в прокат. Сценаристы, которых, по их словам, обманом заставили подписать типовой договор, а потом отлучили от съемочного процесса, восстали против "отсебятины" со стороны режиссера, назвав законченный фильм антироссийским, оскорбляющим национальное достоинство нашего народа. И потребовали от Федерального агентства по культуре и кинематографии срочных мер, пригрозив в случае бездействия подключить тяжелую артиллерию в лице Министерства обороны, ветеранских организаций. Молодой режиссер Артем Антонов, который уже собрал за свой фильм щедрый урожай призов на фестивалях в Монреале, Выборге, Киеве, настаивает на том, что ему нужно было "обострить конфликт, чтобы донести до современного зрителя, до современника трагизм нашей истории". Его поддерживает продюсер Игорь Каленов, которого сценаристы иначе как "наперсточником" не называют.
Сам фильм между тем вызывает противоречивые эмоции - от безоглядного восторга ("явился новый Тарковский") до упреков в антихудожественности и антиисторизме. Вот два полярных мнения, прозвучавших на общественном обсуждении фильма, которое на днях провела Гильдия киноведов и кинокритиков России в столичном Доме кино.
Гарри Бардин, кинорежиссер:
- Сценарист Игорь Болгарин - мой приятель. Но истина в данном случае дороже. Противоречия между создателями фильма носят не юридический, как кому-то может показаться, а идеологический характер. На мой взгляд, нынешний финал усиливает фильм. Он говорит о том, что русский народ сердоболен, а советская власть - жестока. Поэтому на фестивале в Вологде, где мне выпала честь быть председателем жюри, я предложил присудить "Полумгле" главный приз. И меня поддержали коллеги. Вдобавок картина получила приз зрительских симпатий. А народ - он у нас не дурак, его не обманешь.
Борис Биленкин, историк (общество "Мемориал"):
- Немецкие пленные, конечно, гибли в лагерях. Смертность от холода и голода доходила порой до 60-80 процентов. Но бессудный расстрел пленных немцев, используемых на строительных работах, - такого не было и быть не могло. Отдельные случаи самоуправства исключать, конечно, нельзя, но тот финал, который показан в фильме, противоречит исторической правде, он меня не убедил. Майора, который вот так, без всякой причины, расстрелял бы пленных, самого отдали бы под суд. А в фильме такой важный акцент отсутствует...
Скандал продолжает набирать обороты. Кинематографическое сообщество раскалывается на глазах в оценке картины и этой конфликтной ситуации. На стороне сценаристов, в частности, видный кинодраматург Валентин Черных, который сам нередко страдал от произвола режиссеров. На стороне молодого постановщика - видный кинорежиссер Игорь Масленников, который считает, что при переносе литературного произведения на экран всякого рода трансформации неизбежны.
Остряки же шутят, что если бы скандала не было, то его следовало бы придумать. Дескать, лучшего пиара для новой ленты и пожелать нельзя. Но сценаристам, замысел которых исказили до неузнаваемости, и режиссеру, по которому может грянуть залп критики, в частности, со стороны Министерства обороны, в этой ситуации не до шуток. Но они продолжают стоять на своем, не желают идти на компромиссы. Примирить две противостоящие стороны в жизни оказалось потруднее, чем немцев и русских - в созданном ими фильме.