Вскоре на городских площадях начали выстраивать новую технику, которая после парада сразу шла "на фронт", то есть в поля. "Ростсельмаш" отгрузил 30 зерноуборочных комбайнов "Дон". Затем Николай Денин вручил крестьянам ключи от 65 тракторов, кормоуборочного комбайна, а также шести кормоуборочных машин российско-германского производства. К августу пообещали еще добавить техники. Казалось, грядет революция на полях, но не тут-то было. В октябре Денин был вынужден прилюдно признать:
- Дали селу 200 новых тракторов и 100 комбайнов, а посеяли только на 3 тысячи гектаров больше, чем в прошлом году...
Всего на "губернаторскую программу" потратили больше 400 миллионов рублей - не считая лизинговой техники, которую поставляла продовольственная корпорация. Если поделить на поднятую целину, то получится, что одна сотка обошлась в 1300 рублей. Местные цыгане, которые весной пашут землю на своих клячах, просят с дачников за сотку 40 рублей. Стоила ли овчинка выделки?
Губернатору можно посочувствовать. Он большую часть жизни положил на сельское хозяйство. И предприятия, которыми руководил, были на хорошем счету. Но разрушенное предшественниками брянское село - все эти сотни тысяч гектаров заброшенной пашни - оказалось новой команде пока не по зубам. Злые языки стали обыгрывать фамилию председателя областного комитета по сельскому хозяйству Худокормова. Николай Денин рассуждает: "На селе нужно и жилье строить, и одновременно производство развивать. Иначе тупиковый путь: помогли, а где отдача?"
Самое время задавать такого рода вопросы. Поддержка АПК объявлена приоритетным национальным проектом, и нельзя допустить, чтобы деньги снова ушли, как вода в песок. Сейчас администрация области, залезая в долги, решила выдать сельским товаропроизводителям льготные кредиты на миллиард рублей. Пять лет можешь пользоваться деньгами, не думая о процентах - их выплатит банкам областной бюджет. Основные условия - расширение посевных площадей, увеличение поголовья скота, рост производства.
Но что пока имеем на деле? Вся область намолотила осенью 517 тысяч тонн зерна - это в четыре раза меньше, чем Орел. В животноводстве положение критическое, продолжается сокращение поголовья на фермах. Глава Почепского района Виктор Тютюнков сообщил о предстоящем банкротстве нескольких сельхозпредприятий. В местном хозяйстве "Баклань" подсчитали: из урожая в 12,5 центнера с гектара 2,5 центнера тратится на семена, 1 - на вспашку, 4 - на уборку, 1 - на посев, 2 - на ядохимикаты и удобрения. То есть весь доход с гектара - 2 мешка зерна. А отсюда и средняя зарплата по району - 1982 рубля.
В прошлом году на почепских полях трудились 1480 человек, сейчас уже на 300 меньше. Стало быть, жить "среднеслабому" брянскому селу осталось не больше пяти лет? Именитый картофелевод из "Баклани" Михаил Сороко на собрании чуть не плакал: "Из пяти тракторов не можем собрать один. Болит душа. Более половины земли пустует".
Да и как могло быть иначе, если губернаторская программа поддержала только полсотни хозяйств? Остальных крестьян заживо погрести, что ли? В наступающем году областные расходы, связанные с поддержкой села, планируется увеличить еще на 15 процентов, но все настойчивее требование общественности отчитаться о прежних тратах. В самом деле, если одна цыганская кобыла оказывается эффективнее, чем целая упряжка чиновников, - то тут есть над чем задуматься.