ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ ОТЛОЖИЛИ

Амнистия беглого капитала в России отложена на полгода. Об этом объявил заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Задание президента - начать возврат сбежавших денег в страну с 1 января 2006 года срывается по вине авторов соответствующего законопроекта. Подготовленный документ не понравился представителям бизнеса, заявившим, что на предложенных условиях никто не станет возвращать деньги на Родину.

Судя по всему, такой поворот не стал неожиданным для Минфина. Причины переноса "прощеного дня" чиновники объяснили дефицитом времени, отпущенного на подготовку документа. Сегодня законопроект все еще на согласовании в Кремле, где, похоже, пока не выработали общей позиции по поводу условий и масштабов акции. С учетом процедуры прохождения бумаг через правительство и парламент скептики полагают, что механизм амнистии будет запущен еще не скоро. Во всяком случае, Шаталов предположил, что возврат капиталов на новых условиях начнется с 1 июля 2006 года.
Напомним, что первая попытка вернуть в Россию вывезенные капиталы (по разным оценкам, от 200 до 400 млрд. долларов) была сделана в июле 2002 года. Тогда в правительстве прорабатывалась идея амнистии через уплату подоходного налога и размещение в российских банках 25 процентов от общей суммы. Минфин выступил против этого варианта, идея была отвергнута.
Весной 2005 года президент (которому надоело, видимо, наблюдать эту волокиту) в послании Федеральному Собранию потребовал от правительства подготовить закон о возврате капитала. А бизнесменов глава государства предупредил, что если не вернут деньги на Родину, то "замучаются пыль глотать", пытаясь вытащить капитал из офшоров. Правительство с подачи Минфина оперативно подготовило законопроект: граждан обещали не наказывать за нелегальный вывоз денег, если их переведут в российские банки и с задекларированной суммы заплатят 13-процентный подоходный налог. Предполагалось легализацию капитала провести с 1 января по 1 июля 2006 года. А под действие закона попадут деньги, вывезенные из страны гражданами и иностранцами до 1 января 2005 года. Единственное исключение - этой схемой не могли воспользоваться лица, которые занимались отмыванием денег, добытых преступным путем.
Однако такая схема не устроила тех, кого чиновники собирались амнистировать. Бизнесмены опасались, что легализованные таким образом средства попадут под подозрение Росфинмониторинга. По закону все банковские проводки на сумму свыше 600 тысяч рублей (20 тысяч долларов) анализируются финансовой разведкой на предмет их чистоты. Кроме того, амнистия не распространялась на недвижимость. Осенью Минфин доработал проект закона, под действие которого теперь попало имущество, купленное за кордоном. То есть переживать богатым гражданам за виллы, яхты и прочее уже не придется. А попутно министр финансов Алексей Кудрин пообещал ужесточение наказания. Правда, не сказал, как именно будут наказывать тех, кто хранит добро на счетах загранбанков. За него это сделал глава Минэкономразвития Герман Греф, напомнивший, что "в уголовном праве есть и должна сохраняться статья о конфискации имущества, нажитого преступным путем".
Эксперты считают, что отсрочка амнистии связана не только с прохождением документа по властным коридорам, а и с сомнением, что она вообще состоится по написанному Минфином сценарию. В том числе потому, что вывезенные из России деньги за кордоном большей частью вложены в бизнес, ценные бумаги, недвижимость. А все желающие вернуть свои деньги в Россию давно используют для этого офшоры. Не случайно маленькие Кипр и Люксембург всех опережают по объему так называемых накопленных инвестиций в нашу экономику. Хозяева зарегистрированных в офшорах фирм возвращают таким образом вывезенные из России деньги на Родину. Вот только этот поток на порядок меньше оттока капитала.