ИЗ ТУПИКА
Чтобы попасть из Челябинска в Сатку, надо проехать сто с лишним километров по Азии, потом еще 57 - по Европе. Едем без задержек. Автомобильный луч выхватывает из темноты дорожный знак у моста через речку Ай. Читается надпись как "рай". Водитель шутит: "Вот здесь он и начинается".
Начальник цеха обжига N 2 Николай Тарасов отдал комбинату 35 лет. Как вернулся из армии в 69-м, так никуда из Сатки и не трогался. Жизнь в "райских кущах" он знает изнутри и рассказывает:
- Веришь-нет, несколько лет назад в иные дни спичек не на что было купить, а не то что нормально поесть. Зарплату задерживали по 4-5 месяцев. Это последние года три мы не думаем о куске хлеба.
Так и было. К 2001 году непомерные налоги, хронические неплатежи потребителей и общая растерянность загнали комбинат в тупик. Нет, он не лежал в руинах, но работал не в полную силу и от того был весь в долгах как в шелках. Новое руководство, правда, нашло обтекаемую формулировку этому состоянию и объявило своим акционерам, что финансово-экономическое положение предприятия нестабильно. За этим словом, однако, стояли весьма удручающие и не вселяющие оптимизма цифры. Так, кредиторская задолженность по налогам и сборам в бюджеты всех уровней составляла 387 миллионов рублей, в государственные внебюджетные фонды - около 160, Государственному таможенному комитету - 35. В общей сложности почти 600 миллионов рублей! Понятно, что в такой ситуации о стабильной зарплате и ее регулярной выплате рабочие только мечтали.
Прошло три неполных года, и положение изменилось. Во-первых, средняя зарплата с учетом выплат за выслугу и доплат на питание выросла в два раза и составляет 6604 рубля. Некоторые рабочие стали получать по 10 и более тысяч в месяц. Во-вторых, задолженность в бюджеты всех уровней сокращена более чем в три раза. В-третьих, полностью ликвидирован долг ГТК...
Что же произошло? Вполне вероятно, что такому резкому прорыву в какой-то степени помогло погашение задолженности комбината по налогам и сборам и инициированная реструктуризация. Но, простите, точно такие же поблажки, если их так можно назвать, получали и другие заводы, но для многих они почему-то не пошли на пользу. ОАО "Комбинат "Магнезит" же за три неполных года стал не только рентабельным, прибыльным предприятием, но и сделал серьезный задел, чтобы выйти на мировой фондовый рынок. Уральское чудо?
- Никакого чуда нет, - объясняет генеральный директор Анатолий Слободин, - "Магнезит" с первых дней своего существования был просто обречен на успех. Мы только продолжаем то, что заложено до нас.
Скромно, но точно. Если смотреть на вещи с высоты 100-летней истории предприятия. По сути, уверенность в том, что производство огнеупорных материалов из саткинского магнезита будет процветать, родилась больше ста лет назад. Ведь не случайно же российские предприниматели М. Маркусон, А. Щуппе и М. Немировский, обнаружив крупное месторождение жаростойкого минерала, объединили капиталы и начали строить завод, а свое новое сообщество назвали "товариществом на вере". Вера в минерал необычного свойства и, вероятно, в свои силы была настолько велика, что ее не поколебало даже полное непонимание перспектив тогдашними уральскими металлургами: предпринимателям пришлось приплачивать деньги из своего кармана, чтобы они испробовали первые огнеупорные кирпичи в своих печах. И не зря приплачивали! Уже через четыре года, в 1905-м, саткинские огнеупоры завоевали золотую медаль в бельгийском городе Льеж на Всемирной промышленной выставке. Еще через восемь лет добыча магнезита составляла 10 процентов от мировой. Сейчас без саткинских огнеупоров не обходятся более 700 отечественных и зарубежных предприятий черной и цветной металлургии, цементной, машиностроительной, химической, энергетической, сахарной, целлюлозно-бумажной промышленности, сельского хозяйства... Везде, где нужно удержать огромную температуру - до 2000 градусов, - требуется саткинский огнеупорный материал.
СНИЗУ ВИДНЕЕ
- Широкий спрос на продукцию имеет свойство успокаивать и даже убаюкивать. Некоторые ведь как рассуждают? А-а, можно произвести и поменьше изделий, а продать их подороже - все равно купят! Как вы смотрите на это?
- Раньше, собственно, так и действовали: выполняли, как говорится, задание партии и правительства, выдавали на гора план - и точка. Сейчас малейший застой может обернуться гибелью. На рынке огнеупоров идет постоянная борьба. Чтобы устоять, надо не просто отлично работать, но думать наперед, если хотите, предвидеть будущее. Вот почему нами и разработана "Стратегия перспективного развития ОАО "Комбинат "Магнезит" до 2008 года".
- Что-то вроде советской пятилетки?
- Пятилетние планы спускались сверху, а мы строим программу снизу, учитывая свои силы и возможности. Второй момент тоже важен: уже в ходе разработки стратегии на предприятии многое меняется. По сути дела, последние три года ушли на то, чтобы окончательно определиться с перспективой нашего развития и подготовить почву для прорыва.
- И как выглядит эта самая почва?
- Начну с главного. Балансовая прибыль за 2 года и 9 месяцев составила 628,5 миллиона рублей. Собственный капитал предприятия увеличился до 2 миллиардов 466 миллионов рублей, то есть вырос за это время на 271 миллион, оборотные активы - на 390 миллионов рублей. Капитальные вложения в производство за 2 года и 9 месяцев составили 940,2 миллиона рублей. Мы обновили больше 600 единиц основного технологического оборудования и начали выпускать 52 вида новой продукции. Причем 6 изделий сертифицировали, хотя по российским законам наша продукция не подлежит сертификации. Этот процесс мы продолжаем. Зачем? Чтобы подтвердить высокое качество продукции. В сентябре этого года комбинат получил сертификат и на новую версию системы менеджмента качества. На предприятии также введена система управления ресурсами SAP R/3. Это и есть шаги в сторону мирового рынка.
- Однако из вашего прекрасного городка Сатка вряд ли можно увидеть и понять все, что происходит на мировом рынке.
- Своим консультантом мы выбрали многопрофильную финансовую компанию ЗАО "Ваш финансовый попечитель". А для того, чтобы перевести отчетность в систему международных стандартов, мы пригласили одну из крупнейших мировых аудиторско-консалтинговых компаний "KPMG". Больше того, для оценки состояния комбината, его возможностей и перспектив к нам даже приезжали эксперты журнала "Форчун"...
- Так вы раскроете все свои секреты! Не боитесь, что конкуренты ими воспользуются?
- Достижение информационной прозрачности бизнеса - одна из задач разработанной "Стратегии перспективного развития... " А нужна она для того, чтобы привлечь внешних инвесторов.
Без этого прогресс немыслим - мировая практика.
- Чем, на ваш взгляд, сильна "Стратегия перспективного развития... "?
- Комплексным подходом. Прежде всего о сырье. Тут нам повезло: местных запасов магнезита хватит на весь ХХI век. Правда, к 2010 году придется отказаться от открытого способа его добычи в Карагайском карьере и перейти на подземный. Произойдет это, думаю, безболезненно: шахты разрабатываются уже сейчас, причем в контуре существующего карьера. Сверх того мы готовимся к началу промышленной разработки месторождения магнезитов "Голубое" в Красноярском крае. Это позволит выпускать отечественные электроплавленные порошки, огнеупоры из которых
выдерживают температуру больше 2000 градусов. Сейчас они закупаются за рубежом.
В производстве все будет подчинено повышению качества и расширению не только ассортимента изделий, но и услуг, связанных с их применением. Что это значит? Допустим, кто-то пожелал провести футеровку плавильной печи. Так вот, наши работники готовы сделать это сами и дать гарантию, что печь будет работать без проблем.
- Но это же лишняя ответственность?
СБЫТ И БЫТ
- Зато деньги - не лишние. И потом мы в своей продукции уверены и знаем, как с ней обращаться. Пойдем дальше. Проблемы сбыта для нас скоро будут чуть ли не на первом месте. Тем более что "Стратегия развития" ставит высокие цели. К 2008 году комбинат намерен заполнить своей продукцией рынок всех видов огнеупоров России и стран СНГ на 40 процентов, а магнезиальных - на 75. Реализация изделий за рубежом должна составить не менее 5 процентов общего объема продаж. Пока мы ориентируемся на Китай и Восточную Европу. Что будет дальше - время покажет, но уже сейчас в некоторых регионах комбинат создает свои представительства. На них и "ляжет" сбыт продукции.
- Анатолий Олегович, вы убедительно рассказали о перспективах. Они на самом деле впечатляют. На комбинате, нет сомнений, создан этакий рай для бизнеса. Но у меня есть два существенных вопроса: что принесут перемены рабочим, их детям, наконец, жителям Сатки, поскольку "Магнезит" - градообразующее предприятие? И еще: не задавит ли ваш гигант мелкие предприятия городка?
- Для поддержки малого бизнеса мы уже запустили два дочерних предприятия. Это - "Магнезит-Итокаст-Сатка" и "Магнезит-Гранит-Мрамор". Первое специализируется на выпуске неформованных огнеупоров. В его создании участвуют немецкие и наши специалисты. Второе производит облицовочные и отделочные материалы. Оба предприятия прибыльны. В будущем комбинат неизбежно будет обрастать малыми фабричками, мастерскими, цехами. Что же касается жизни рабочих и горожан, то посмотрите нашу "социалку" сами.
Население Сатки - около 50 тысяч. 11 с лишним работает на комбинате. Выходит, что почти каждая семья привязана к "Магнезиту". Городок небольшой. Первое удивление: дороги - лучше многих московских! Появились недавно. Дома выкрашены в веселенькие цвета - желтые, голубые, зеленые. Рассказывают, что по поводу цветов вышел спор между руководством комбината и городскими властями: какой выбрать? Остановились на разноцветье. Магазины аккуратные. Пивному ресторану "Емельян", названному в честь Пугачева, позавидует и столичный "Разгуляй". Улицы чисты. Везде стоят непривычные для москвича урны. Потом мне объяснили, что в городе не было преступных разборок со стрельбой, не говоря о взрывах.
Посмотрев весь список объектов "социалки", я понял: за день не управиться. Выделю главное.
Здоровье. Каким медицинским учреждением саткинцы гордятся больше всего, выяснить не удалось. Профилакторий комбината похож на дворец. Внутри ковры, евроремонт. А кабинеты!.. Эта ванна выписана из Франции. Массажные кресла тоже прибыли из-за рубежа. Я полежал на одном пять минут. Следов бессонной ночи не осталось: стал бодр, как олененок. Поправить пошатнувшееся здоровье в профилакторий едут со всей области. В центральной медико-санитарной части "Магнезит", обслуживающей население района, последнее слово медтехники тоже звучит громко. Здесь есть новейшие аппараты "искусственная почка", кабинет рефлексотерапии и иглоукалывания и даже кабинет спелеотерапии - "соляная шахта" с лечебными камнями, привезенными из Соликамска. Обошелся кабинет чуть не в полмиллиона рублей. Кто платил? Большую долю затрат на реконструкцию всей медсанчасти комбинат "Магнезит" взял на себя. Когда я увидел в родильном доме уникальную установку "чистый воздух", то спросил насчет рождаемости. Начала расти, хотя лет пять назад стремительно падала.
Однако больше всего поразил 4-этажный дом ветеранов. Он достраивается. Но уже сейчас впечатляет. Балконы, окна, арки - под стать крутым особнякам под Москвой. Только без забора. Дом ветеранов помогает строить комбинат. Одна деталь: работники разных городских учреждений, которым материально помогает предприятие, говорят так: "Деньги выделяют наши саткинские акционеры "Магнезита", то есть - свои люди. Такое отношение дорогого стоит!
Спорт. Шестиклассница Настя Суматохина так и не объяснила мне, почему выбрала большой теннис. Пожаловалась только, что руки после тренировки сильно устают - ракетка больно тяжела. И еще позавидовала братьям-близнецам Лукьяновым: малыши, а играют, как мастера. Вообще я заметил, что у саткинцев большие спортивные амбиции. Местные спортсмены с нескрываемым удовольствием рассказывали мне о том, как у них в Сатке проходила сессия областной шахматной школы Бориса Спасского - Евгения Свешникова, с гордостью сообщали, что предстоящая всероссийская зимняя спартакиада школьников коснется и их городка: лыжники будут состязаться на саткинской лыжне... Все это прекрасно, но все-таки главное предназначение спорта приметил начальник цеха формовки N 1 Юрий Кочергин: "После того как мы оборудовали в здании бывшей компрессорной спортзал и сауну, количество больничных листов сократилось. Так что затраты окупятся". Видимо, и об этом на комбинате думали, когда реконструировали спорткомплекс базового профтехучилища, строили городской дворец спорта для детей и юношества и надувной ангар с тремя теннисными кортами.
Учеба. Обращаться с компьютером в Сатке не умеют разве что древние старики. "Материальное" шефство над школами, детским домом, профтехучилищем - разумеется, само собой. Но что изумляет: в этом маленьком городке четыре (!) крупнейших высших учебных заведения Урала открыли свои филиалы и отделения. Парней и девчат в Сатке полно. Естественно, что многие связывают свою судьбу с "Магнезитом": больше половины работников комбината - люди молодые. Идут сюда не потому, что некуда деваться. Тут есть перспективы роста. И комбинат их поддерживает и развивает. Платит стипендии школьникам и студентам, берет на себя расходы на проживание в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, где находятся профильные институты, и проезд на каникулы.
Комбинат тратит на "социалку" большие деньги. За девять месяцев этого года на нее ушло без малого 100 миллионов рублей. Акционеры содержат, кроме всего прочего, шикарный Дворец культуры, агрокомплекс, сеть магазинов, ресторан, доплачивают своим работникам за питание, содержат дешевые столовые, "тянут" жилфонд и коммунальное хозяйство...
- Не лучше ли отдать магазины, коммуналку, агрокомплекс в частные руки, а рабочим повысить зарплату? - спросил я генерального директора Анатолия Слободина. - Люди решат, какие покупать услуги и товары.
- Лучше. И мы это сделаем. Но тогда, когда приведем в порядок и будем уверены, что наших рабочих и горожан эти подразделения будут обслуживать на самом высоком уровне.