ДИПЛОМ НА ЭКСПОРТ

Наша страна, по праву гордящаяся своей высшей школой, на международном образовательном рынке

Наша страна, по праву гордящаяся своей высшей школой, на международном образовательном рынке выглядит довольно бледно. Если взглянуть на мировые рейтинги вузов, то в первой десятке можно увидеть Принстонский и Гарвардский университеты, Сорбонну, Оксфорд, Кембридж... Признанных лидеров российского высшего образования в этом списке вы не найдете. Причина столь прохладного отношения к нам со стороны зарубежных составителей рейтингов кроется вовсе не в уровне вузовского обучения. Он даже при постоянном дефиците бюджетного финансирования продолжает оставаться очень высоким. Дело в жесточайшей рыночной конкуренции. Образование - настоящая золотая жила для тех, кто берется извлекать из него не только духовные, но и материальные плоды. Ведущие американские и европейские вузы зарабатывают огромные деньги, привлекая на учебу молодежь из разных стран мира. К примеру, Соединенные Штаты на экспорте образования ежегодно зарабатывают14 миллиардов долларов.
России до таких масштабов далеко: доход от 90 тысяч иностранных студентов, стажеров и аспирантов, обучающихся в настоящее время в федеральных и региональных вузах, составляет примерно 150 миллионов долларов в год. Такая сумма для страны, имеющей мощный научный, интеллектуальный и образовательный ресурс, явно недостаточна. Министерство образования РФ начало разработку конкретных мер, которые позволят значительно расширить прием в наши вузы студентов из-за рубежа. В качестве "маяка" уже озвучена сумма, которую Россия вполне могла бы зарабатывать на обучении иностранцев, - 4 миллиарда долларов в год, то есть в 20 с лишним раз больше, чем сейчас. Разумеется, это произойдет, как выразился в беседе с журналистами зам.министра образования Никита Банцекин, "через обозримый период времени".
Чтобы сделать образование в России привлекательным для чужестранцев, первым делом придется привести в порядок студенческие аудитории и общежития, которые сейчас пугают даже привычных ко всему россиян. Кроме того, нужно будет адаптировать образовательные программы к требованиям и возможностям иностранных студентов, наладить связи с зарубежными вузами.
Российским преподавателям придется совершенствовать свое знание иностранных языков и более активно знакомиться с западной учебной литературой. Всему этому во многом будет способствовать присоединение нашей страны к Болонской конвенции.