Выйдут на свободу и осужденные женщины. Тут тоже есть своя градация. Амнистия коснется тех, кто пошел "на дело" по "первой ходке" и получил за это до 6 лет включительно. Но это - не единственное условие для того, чтобы получить свободу. Надо при всем при этом иметь: либо беременность, либо несовершеннолетних детей, солидный возраст (за 50) или же являться инвалидом 1-й или 2-й группы (туберкулез с 1-й или 2-й группой диспансерного учета тоже является причиной для освобождения). Освобождению от наказания подлежат также жены инвалидов 1-й и 2-й групп, а также вдовы и одинокие матери, чьи мужья или сыновья (дочери) погибли при защите Отечества.
Есть шанс покинуть зону и у женщин, осужденных за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 5 лет включительно, если они отсидели не менее одной трети назначенного срока наказания, и - на срок свыше 5 и до 10 лет, половина которого уже отбыта в колонии.
Освободят от наказаний подростков и женщин, в отношении которых уголовные дела еще не дошли до суда или им еще не рассмотрены. Сказанное, разумеется, не относится к тем, кто замарал себя особо тяжкими преступлениями.
Безусловно, и отпетые рецидивисты, а также осужденные за убийства, грабежи, разбои, бандитизм и другие тяжкие преступления останутся за решеткой. Им никаких поблажек, естественно, "не светит". Решено не прощать и тех осужденных, которых уже однажды помиловали либо амнистировали, но они опять оказались в зоне. И нет надежды на освобождение у тех, кто злостно нарушал установленный порядок отбывания наказания.
Амнистия ничего общего не имеет с реабилитацией, поэтому если кто-то из амнистированных не возместил материальный и моральный вред от совершенного преступления, то это придется сделать в любом случае.
Как относиться к подобному решению законодателей? Как соотносится оно с требованиями власти о решительном усилении правовыми средствами борьбы против преступности? Однозначного ответа, пожалуй, нет. С одной стороны, воображение услужливо рисует "холодное лето 1953-го". С другой - после вступления в силу названного документа на свободу смогут выйти не отпетые рецидивисты, а примерно 10 тысяч подростков и 14 тысяч женщин, что с учетом нечеловеческих условий содержания в наших исправительных учреждениях, конечно же, является гуманным шагом.
Если же взглянуть на ситуацию глубже, то становится ясно, что гуманизм этот в немалой степени показной, - во всяком случае, нам далеко до того, чтобы нормализовать ситуацию в исправительных учреждениях. Понятно стремление "разгрузить" места лишения свободы. Недаром сторонником не только амнистий, но и кардинального сокращения применения наказаний, связанных с изоляцией от общества, является Министерство юстиции, в ведении которого находится ГУИН.
Возникает в связи с этим и еще один вопрос: насколько продуманы меры по дальнейшему обустройству тысяч освобождаемых? Принять решение о даровании свободы несложно, но за амнистированными нужен глаз да глаз. Кто может обеспечить в нынешних условиях такой контроль? Милиция? Но у нее других дел полно, с ними бы справиться...