- И тем не менее говорить о "конце" города так же бессмысленно, как рассуждать о конце света, - утверждает и. о. мэра Нового Уренгоя Виктор Казарин. - Безусловно, наш город во многом уникален. У него своя судьба, иной, чем у многих других российских поселений, путь развития.
На сегодняшний день будущее города во многом связано с месторождением Заполярное, которое должно вступить в эксплуатацию в 2001 году. Здесь исток крупнейшего проекта "Голубой поток", в соответствии с которым российский газ по транспортной магистрали напрямую пойдет в Турцию.
Вчера в Ямало-Ненецкий автономный округ прибыла представительная делегация Газпрома, чтобы на месте ознакомиться с ходом работ, обсудить, как идет строительство газопровода Заполярное - Уренгой.
В этих местах сосредоточена добрая половина промышленного потенциала Ямало-Ненецкого автономного округа, а на долю добывающих предприятий приходится 70 процентов всего российского газа. По словам заместителя генерального директора "Уренгойгазпрома" Александра Дудова, разведанных запасов газа здесь хватит как минимум на полсотни лет, а газоконденсата и нефти - на все сто. Нельзя забывать и о том, что геологоразведка в этих краях продолжается, а значит, грядут новые открытия.
Откуда же тогда взялся миф о бесперспективности Нового Уренгоя, так встревоживший его жителей? До сих пор не утихают споры о том, что город изначально был неверно размещен: в голой тундре, открытой всем ветрам. Даже в 40 километрах отсюда, там, где находится поселок Коротчаево, климат несколько мягче, благодаря лесным массивам. Однако решать сегодня проблему давно минувших лет и переносить крупный административный центр в другое место уже не имеет смысла. Главная задача состоит в его усовершенствовании. Именно вопрос оптимизации инфраструктуры и населения Нового Уренгоя порождает немало самых невероятных слухов.
По сути, этот северный город должен стать базовым центром для вахтовиков и их семей. Предпосылки для этого есть. Причем, не только социально-экономические, но и нравственные, что очень важно для стабильного функционирования всех предприятий, имеющихся в городе. Недавно здесь проведен социологический опрос, с результатами которого меня познакомила начальник прогнозно-аналитического отдела городской администрации Ольга Павленко. На вопрос, сколько времени вы собираетесь прожить в Новом Уренгое, только 23 процента ответили, что хотели бы уехать отсюда как можно скорее. Остальные готовы остаться на 5 - 10 и более лет. Этот показатель говорит о многом. До последнего времени Уренгой для многих был местом временного проживания, что накладывало отпечаток буквально на все: горожане не очень увлекались обустройством квартир и дворов.
Даже такой вопрос, как гаражное строительство здесь выглядел несколько экзотическим. Никто поначалу и не предполагал, что люди начнут покупать автомобили и использовать их здесь, а не на "большой земле". Теперь, когда треть новоуренгойцев обзавелась личным автотранспортом, приходится менять планировку и облик города.
Северные города, построенные "под производство", изменяются сообразно требованиям градообразующих предприятий. Процесс довольно болезненный и сложный. Часто эффективному решению наболевших вопросов мешает несовершенство, а порой и отсутствие соответствующей правовой базы.
- Прежде всего необходимо отработать механизм взаимодействия муниципального образования с вертикально интегрированной компанией - Газпромом - и ее предприятиями, а также с администрацией округа и рядом федеральных структур, - говорит В. Казарин. - Это не только позволит городу закрепиться, но и решить самые сложные проблемы, связанные с предоставлением людям жилья, работы, социальной и правовой защиты, развитием инфраструктуры. У нас пока много "незавершенки". В ее числе -музыкальная школа, жилые дома, инженерные объекты, а также здания УВД, городского суда, прокуратуры, налоговой полиции и инспекции... Когда-то силовые и фискальные ведомства не были нужны городу в той мере, в которой понадобились сейчас. С усугублением политического и экономического кризиса в стране к нам хлынул поток людей и из России, и из бывших союзных республик. Из-за притока "гостей" не только осложнилась криминальная обстановка, но и подскочили цены на квартиры. Сегодня жилье в Новом Уренгое стоит дороже, чем в Москве. А жилое строительство почти не ведется. И не потому, что нет возможностей, а просто город превысил допустимые пределы и раздувать его дальше нельзя.
- Но ведь в Новом Уренгое треть населения составляют дети, для которых этот город стал родным. Куда же им ехать?
- Да, выросло уже не одно поколение коренных новоуренгойцев, - соглашается Виктор Николаевич. - Это мы учитываем. Понимаем, что дальнейшее развитие Крайнего Севера зависит от сегодняшних студентов и школьников. Поэтому деятельность городской администрации, "Уренгойгазпрома" и многих других предприятий, составляющих основу города, направлены прежде всего на создание комфортных условий для наших детей.