АНДОРРА ЗАТЕРЯЛАСЬ В ПИРЕНЕЯХ

У границы Андорры с Францией в промозглом тумане при температуре плюс четыре градуса выстроилась вереница машин. Между ними сновали прилично одетые люди с коробками, набитыми бутылками виски и блоками сигарет. Да и весь небольшой город Пас де ля Каса напоминал собой огромную барахолку.

Со всех концов Европы устремляются в Андорру желающие приобрести по более низкой цене алкогольные напитки, сигареты, косметику, бытовую электрику. Эта крошечная страна имеет статус "внешней таможенной границы ЕС". Потому все эти товары стоят примерно в два раза дешевле, чем в остальной Западной Европе. Андорра, пожалуй, единственная страна, границу которой охраняют не пограничники, а таможенники.
Столица страны - Андорр-Велья встретила нас ярким солнцем и голубым небом. Город находится на высоте 1 200 метров, и климат здесь намного мягче, чем наверху, где проходит граница с Францией.
Площадь Андорры составляет 465 квадратных километров. Население - всего 65 тысяч жителей, но по его приросту страна занимает первое место в Европе. Говорят, что здешний горный воздух благоприятствует деторождаемости. Главами - соправителями этого государства являются президент Франции и епископ Урхельский, обосновавшийся в испанском городе Сеу-де-Урхель. В стране разговаривают на испанском и французском языках, но государственный - каталонский. Так что совсем как дома здесь чувствуют себя жители Барселоны, столицы испанской Каталонии. Особенность финансовой системы Андорры заключается в том, что у этой страны нет своей национальной валюты. В ходу французские франки и испанские песеты.
Естественно, что мне, впервые приехавшему в Андорру, хотелось увидеть самое интересное, что есть в этой стране. В здешнем туристическом центре мне объяснили, что музеев нет, и предложили посетить национальный парламент, который возник в незапамятные времена и считается самым древним на Европейском континенте. Старше его - только исландский альтинг. Найти здание высшего законодательного органа Андорры легко по многочисленным национальным флагам, окружающим старинную каменную постройку. Как рассказала мне показывавшая парламент Кончитта Суарес, здание некогда принадлежало очень богатому семейству, у которого государство его выкупило. Древние интерьеры бережно сохраняются. Сюда даже перенесли фрагменты старинных фресок из некоторых ныне уже не существующих церквей.
Генеральный совет - парламент Андорры - возник аж в 1419 году. Он утверждает бюджет, избирает своего председателя - синдика и главу правительства, несущего перед парламентом политическую ответственность. Однопалатный Генеральный совет избирается прямым всеобщим голосованием на четыре года. Двадцать восемь депутатов представляют семь общин, на которые делится страна. Члены парламента заседают круглый год, за исключением июля и августа (каникулы), но каждый месяц проходят только одно-два заседания.
Я поинтересовался, кто еще, помимо депутатов, может присутствовать на заседаниях парламента. "Любой желающий, - ответила мне Кончитта. - Но он должен быть гражданином Андорры".
- Ну а теперь. - сказала экскурсовод, - опустимся на первый этаж парламента и побываем в уголовном суде.
"А что, на суде тоже могут присутствовать граждане Андорры?" - спросил я. "Не только, - ответила Кончитта. - Может прийти и любой иностранец. Но мест для посетителей мало, поэтому их едва хватает для родственников обвиняемого".
Как выяснилось, в Андорре всего 15 заключенных. "Какие же преступления совершают у вас?" - полюбопытствовал я. "У нас есть наркоманы и те, кто незаконно торгует наркотиками. Кроме того, вы видели, наверное, что творится на границе. Так что есть и такие, кого осудили за контрабанду. А три месяца назад произошло убийство. Муж в порыве ревности отправил на тот свет свою жену".
Все приговоренные содержатся в тюрьме, находящейся под зданием парламента. После вынесения приговора осужденного отправляют вниз по лесенке, и он начинает там "мотать" срок.
По дороге в сторону французской границы разговорился с водителем автобуса. Узнав, что я часто бываю в Люксембурге, он с затаенной надеждой спросил: "Скажите, а Андорра больше Люксембурга?" Я был вынужден разочаровать его, ответив, что Великое Герцогство в несколько раз больше Андорры. Но, чтобы не огорчать водителя, добавил, что Андорра все же больше Лихтенштейна. На его лице появилась довольная улыбка.