Колокольня, которой здесь не стояло

Как в городе на Неве решили «подправить историю»

Воссоздать то, чего никогда не было, хотят в Петербурге. А именно — колокольню Смольного собора высотой 170 метров, что заметно выше шпиля Петропавловской крепости, традиционной исторической доминанты Северной столицы (122 метра). Инициаторы «воссоздания» считают, что без этого композиция комплекса Смольного неполна, не такой-де замыслил ее зодчий Бартоломео Растрелли. Хотя даже непрофессионалы, не говоря уж о краеведах и историках архитектуры, знают, что сам автор был недоволен своим проектом звонницы, потому и отказался от него. А вовсе не из-за Семилетней войны, как уверяют некоторые заинтересованные лица. Откуда же такая настойчивость в продвижении новодела?

Семилетняя война, к слову, началась спустя год после остановки работ по строительству колокольни. К тому моменту был возведен лишь фундамент. С его раскопа в 2000-м и стартовали страсти по восстановлению. Тогда идея «воссоздания» обсуждалась — и специалисты, и общественность, и власть пришли, казалось бы, к общему решению: втыкать новодел рядом с храмовым шедевром Растрелли нельзя.

Но сторонники «воссоздания» предлагали возвести бетонное либо металлическое конусообразное сооружение, отштукатуренное и раскрашенное в яркие цвета. Нечто вроде нынешней газпромовской 462-метровой башни в Лахте (стоившей налогоплательщикам, напомню, больше 120 млрд рублей). Кстати, башню ту сначала тоже планировали воздвигнуть поблизости от Смольного — напротив через Неву. Случись такое, силуэт исторического центра города был бы безнадежно испорчен, а вид на храм-красавец с севера просто закрыт.

Тогда градозащитникам удалось остановить безобразие. Но «Газпром» стоит и за теперешней идеей с колокольней. Есть в этой компании Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. Он заявил о себе рядом реставрационных работ (Царское Село, Ораниенбаум, линкор «Полтава» в натуральную величину).

Но позвольте! У нас что, больше нечего сегодня восстанавливать, как только колокольню, существовавшую исключительно в воображении почившего 249 лет назад архитектора? Или много лишних денег? Не хватило петербуржцам скандальной эпопеи со стадионом на Крестовском острове? Или миллионов, выброшенных на лоббирование интересов АО «Центр выставочных и музейных проектов» (детище городского правительства), вознамерившегося построить на мысе близ все того же Смольного грандиозный, покруче стадиона, Музей обороны и блокады Ленинграда с рестораном и ВИП-залом. «Труд» подробно рассказывал об этой затее — благодаря таким выступлениям сомнительный проект стоимостью не менее 6 млрд бюджетных рублей был отклонен.

А теперь кому Божья кара, а кому подарок: пандемия, под шумок которой, глядишь, и проскочит предложение с очередной «стройкой века».

Какие же аргументы в пользу «колокольни Растрелли» озвучили представители газпромовского Фонда содействия на недавних слушаниях с участием специалистов комитета по градостроительству и архитектуре городской администрации? Да песня, в общем-то, старая: «поражает своими величественными пропорциями», «если возможно было построить ее в ХVIII веке, то почему нельзя из новых материалов, с использованием современных технологий? Интересная задача для современных архитекторов и конструкторов!». Из нового добавилось издевательская ирония в адрес оппонентов: «Мы же не собираемся утыкать весь город такими колокольнями!»

«Неубедительно! — считает Никита Явейн, известный петербургский архитектор, профессор Академии художеств имени Репина, в недавнем прошлом председатель комитета госконтроля, использования и охраны памятников истории и культуры Петербурга. — То, что нам предлагают под видом восстановления исторической справедливости, на деле может обернуться очередной газпромовской башней («кукурузой», как прозвали ее местные острословы. — «Труд»). И это убьет великолепный силуэт Смольного. Считаю, это не просто плохо. Это безобразное кидание деньгами особенно отвратительно в наше время, когда денег нет на самое необходимое».

К аргументам Никиты Игоревича добавим, что и без 170-метрового новодела ансамбль Смольного попал в «блокаду» со стороны набережной, где не первый год ведется строительство жилого комплекса, перекрывающего вид на собор со стороны Невы. Оттуда теперь различимы лишь верхушки куполов. Одиозная стройка с вызывающими оторопь «украшениями» в виде застекленных многоуровневых лоджий продолжает расти — ясно, что от исторической панорамы ничего не останется...

Петербург за последние 100 лет потерял огромное количество ценных исторических сооружений. В перестройку неравнодушные горожане стали создавать неформальные объединения, чтобы привлечь к этим памятникам внимание специалистов и властей. Не сразу и не быстро, но восстановление отдельных объектов началось. Однако список разрушений неизмеримо больше. До сих пор не утихает боль от потери в 1961 году грандиозного храма Спаса на Сенной, которую градозащитники называют трагедией. Вот его воссоздание — реальная тема для обсуждения, да и соответствующий проект уже разработан. Кстати, тем же Рафаэлем Даяновым, которого позвали проектировать колокольню для Смольного. Однако в первом случае за несколько лет не удалось добиться ни решения ни, соответственно, финансирования. Во втором солидная смета, говорят, уже подготовлена. Разница видна невооруженным глазом, уже по развернутой в городе рекламной кампании: здесь курсируют автобусы с изображением колокольни, к новому учебному году первоклашки получили в подарок дневники с аналогичной обложкой...

Понятно, любой, в том числе и с богатой родословной город должен развиваться, в чем-то меняться. Но не через варварское же вторжение, как нередко происходит сейчас под соусом «воссоздания былого»! Не через фактическое, например, уничтожение двухсотлетнего внешнего вида, как это случилось несколько лет назад с Летним садом после масштабной и затратной реконструкции.

Спас на Сенной, церковь Рождества Христова на Песках, великолепная церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при дворце великого князя Николая Николаевича на нынешней площади Труда, Греческая церковь: Вот на каких объектах мы могли бы исправить исторические ошибки — вместо того чтобы «исправлять» саму историю по хотению богатого заказчика.

Слова

Михаил Мильчик, председатель Ассоциации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы, историк архитектуры

— Факт невозведения по какой-либо причине сооружения — это тоже часть истории. Говоря о колокольне Смольного монастыря, необходимо помнить, что давний, времен императрицы Елизаветы Петровны, проект даже не был начат. И это будет не воссоздание, которое допускается в отдельных случаях Федеральным законом № 73, а новое строительство, законодательно на территории объекта культурного наследия запрещенное. Исправлять историю, тем более нарушая закон, — вредная идея.