Погибших в А-321 не вернуть, но живые обязаны докопаться до правды
Завтра уже неделя, как над Египтом исчез с радаров А-321 с 224 пассажирами и членами экипажа. Поисковая операция на месте гибели российского лайнера давно вышла за пределы первоначально очерченного периметра: самолет рассыпался в воздухе, и разброс его фрагментов оказался значительным. Теперь очередь за специалистами технических служб Межгосударственного авиационного комитета. Мировое информационное пространство переполнено версиями и утечками из «компетентных источников». Но тайна трагедии рейса 9268 будет раскрыта лишь после полного расследования всех обстоятельств. О некоторых подробностях тяжелой и кропотливой работы «Труду» рассказали эксперты по авиационной безопасности.
Публикация данных с бортовых самописцев еще впереди. А тем временем начинаются работы по натурной выкладке фюзеляжа. При расследовании авиакатастроф обязательная процедура для расследователей МАК — вывоз с мест крушения по возможности всех обломков упавшего воздушного судна. После чего привезенные фрагменты, как пазлы, собирают в том порядке, в котором они находились при жизни самолета.
Для расследователей авиационного происшествия всегда очень важно как можно быстрее докопаться до истины: из-за чего именно упало воздушное судно. Тому сразу несколько причин: и зашкаливающий общественный резонанс, и горе тех, кто потерял родных и близких, их стремление выяснить причины трагедии. Но главная задача расследователей заключена в том, чтобы, точно определив причину, разработать меры, исключающие повторение авиакатастрофы.
Нынешние поиски в Синайской пустыне вылились в целую экспедицию, поскольку фрагменты погибшего лайнера оказались разбросаны на огромной территории. Большие руководители подгоняют бойцов МЧС: собирайте скорее, завершайте работы. Но порой на подобные поиски тратятся недели, месяцы и даже годы. Ведь даже один упущенный из поля зрения обломок может пустить комиссию, выясняющую причины аварии, по неверному пути. Очень важно собрать как можно больше фрагментов и для того, чтобы построить полноценную выкладку. О том, зачем и как это делается, рассказывает первый заместитель директора Государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте» Андрей ЕЛИСТРАТОВ.
«В наш Центр после авиапроисшествия поступает множество деталей, каждая из которых и может таить в себе ту самую, главную причину нарушения жизнедеятельности самолета или вертолета, — объясняет Андрей Елистратов. — Из них отбирается отказавший узел, а затем надо доискаться и до отказавшей детали. На основании этого устанавливают последовательность произошедших событий. Обломки на месте катастрофы специалисты собирают и идентифицируют, к какой системе они относятся. А дальше в ангаре их выкладывают. Если выясняется, что чего-то не хватает, ищут на месте катастрофы до тех пор, пока не находят максимум того, что еще можно отыскать.
Это стандартная процедура расследования, и полевая ее часть целиком и полностью находится в ведении МАКа. Мы же, когда в результате выкладки в каком-то фрагменте обнаруживают разрушение, тщательно его изучаем. В своем лабораторном комплексе смотрим, насколько продолжительным был период роста, например, трещины. Скажем, выкладка проводки управления самолетом от штурвала до поверхности управления позволяет оценить целостность этой проводки, чтобы исключить версию ее рассоединения во время полета...»
«Выкладка фрагментов того, что осталось после катастрофы, — делятся со мной профессиональные расследователи, — помогает выяснить, с какого именно места началось разрушение летательного аппарата и по какой причине случилась поломка. Кстати, в Центре безопасности полетов лабораторный комплекс позволяет исследовать характеристики разрушенных элементов конструкций воздушных судов, причем дать им оценку на электронном микроскопе с увеличением до 150 тысяч раз».
Например, при расследовании катастрофы Ту-154 под Хабаровском в декабре 1995-го поиски фрагментов самолета растянулись на недели, ведь лайнер на запредельной скорости столкнулся со склоном горы в труднодоступной для поисковых групп местности. Таких фрагментов, рассказывают участники того расследования, было обнаружено более 400. Поиск проходил на территории Хабаровского и Приморского краев, на акватории Татарского пролива, в условиях короткого светового дня, низких температур. Опрашивались жители населенных пунктов, военнослужащие, моряки и рыбаки, работники метеостанций...
Натурная выкладка крыла, его механизации и системы управления показали, что разрушения планера судна в полете не было, механизация крыла и стабилизатор находились в полетном положении. Шасси убрано. Анализ расшифровки самописцев и найденные агрегаты, узлы и детали системы управления самолетом показали отсутствие признаков ее отказа в полете. Не нашли трещин в агрегатах. В результате расследования было установлено, что экипаж не смог справиться с кренением машины, которое и довело его до катастрофы, погубившей 98 человек. То есть машина была исправна, а вот пилоты, попав в быстроразвивающуюся аварийную ситуацию, адекватно ей противостоять не сумели. В заключительной фазе полета зафиксированы хаотические знакопеременные перемещения штурвала при срабатывании большого числа аварийных сигналов, что свидетельствовало о полной потере пилотами пространственной ориентировки.
По утвержденным правилам расследования расходы на обеспечение деятельности комиссии по расследованию авиационного происшествия финансируются за счет средств федерального бюджета, а также за счет централизованных в установленном законом порядке средств организаций гражданской авиации с последующим возмещением этих средств за счет виновных в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Порядок же финансирования работ устанавливается специально уполномоченным органом РФ в области финансов. Суммы, конечно, огромные. И, как правило, всегда превышают средства, которые надо было бы потратить на обязательное исполнение всеми звеньями авиационных структур летных законов, которые, как известно, пишутся кровью.
Сергей Мельниченко, гендиректор консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов»
— Сегодня много вбросов в СМИ и в социальных сетях, и везде ссылки на якобы информированные источники. Но мы, профессиональные эксперты, доверяем только фактам. Пока не будет выложен макет погибшего самолета и не завершится расшифровка «черных ящиков», любая трактовка причин гибели самолета остается всего лишь неподтвержденной версией...