«Школа современной пьесы» выгорела почти полностью
25-й сезон «Школа современной пьесы» проведет в чужих стенах: пламя на две трети уничтожило историческое здание XIХ века на углу Неглинки и Трубной площади, в котором размещался театр.
Вечером 3 ноября «Школа» собиралась устроить свою собственную «Ночь искусств»: творческий вечер основателя и бессменного худрука театра Иосифа Райхельгауза «Мы попали в запендю». Знаменитая «оговорка по Чехову» оказалась для театра роковой. В 12.00 по традиции по выходным здесь дают «Вредные советы» Григория Остера, но за 15 минут до начала детского спектакля в фойе повалил дым, кто-то оперативно вызвал пожарных (расчеты прибыли минуты через три), а сотрудники театра начали эвакуировать зрителей. По счастью, никто не пострадал, но начнись пожар хоть 20 минутами позже, трудно представить, каковы могли быть последствия.
Впрочем, для театра они в любом случае катастрофичны: зрительный зал уничтожен, обрушилась кровля и часть перекрытий между первым и вторым этажами, пострадали служебные помещения. Причиной возгорания считают неисправность проводки — для деревянных зданий такой диагноз равносилен смертному приговору. Криминальную версию (в интернете уже мелькали сообщения о якобы пропавших сейфах) в театре отвергают.
Случившееся — беда не только «Школы современной пьесы», но всей столицы. Один театр в год — такова печальная статистика возгораний в Москве за последние пять лет: Ермоловский (2007), ЦАТРА (2008), филиал Театра имени Пушкина (2009), Театр имени Станиславского (2010), Вахтанговский (2012). Исключением был только 2011-й — не в смысле отсутствия пожаров, а, к сожалению, наоборот: инциденты произошли в четырех театрах — Большом, Российском молодежном, Театре зверей Дурова и «Эрмитаже». Теперь из статистики выбивается и 2013-й, на счету которого до минувшего воскресенья уже был Театр кукол Образцова. В большинстве предыдущих случаев причиной также была злополучная проводка или оставленные без присмотра электроприборы.
Сумму ущерба оценивает специальная комиссия. Но беда в том, что пострадал не просто хороший театр. Есть основание считать, что с карты Москвы, а по большому счету и страны исчез памятник истории — ведь в этом здании в 1864 году купцом Яковом Пеговым совместно с Люсьеном Оливье (тем самым, автором знаменитого салата) был открыт один из самых известных столичных ресторанов, где отмечал свое бракосочетание Чайковский, пел Шаляпин, Горький с артистами МХАТа праздновал премьеру «На дне»... Здесь бывали Чехов, Толстой, Достоевский, Танеев, Римский-Корсаков — всех не перечислишь. Даже если удастся реставрировать убранство (в главном зале сохранились фрагменты лепнины), в основном это уже будет новодел.
На ближайшие два месяца спектакли отменены. Деньги за билеты можно будет получить после 18 ноября. На сайте театра размещены телефоны, по которым зрители могут узнать, где и как это можно будет сделать. Ближайшая премьера — «Последний ацтек» по пьесе Виктора Шендеровича, над которой работал Иосиф Райхельгауз, — повисла в воздухе. Где и как будет работать театр, пока неизвестно, но на беду погорельцев уже откликнулись коллеги — Et Сetera, «Школа драматического искусства», «Мастерская Петра Фоменко», театр «Модернъ», «Гоголь-центр». СТД рассматривает вариант предоставления театру в качестве временной площадки театрального центра «На Страстном».
Глава департамента культуры Сергей Капков, побывавший во вторник в сгоревшем театре, сообщил, что восстановление займет не меньше двух лет, поскольку на памятнике федерального значения без специальной экспертизы работать нельзя.