Талантам тесно на четырех катках

Рекордсмен мира Денис Юсков бежит за олимпийской медалью

Российский конькобежец Денис Юсков в марте сенсационно выиграл чемпионат мира на дистанции 1,5 тысячи метров. А в начале олимпийского сезона подтвердил высокий статус, побив мировой рекорд на 3 тысячи метров. Корреспондент «Труда» побеседовал со спортсменом, от которого болельщики ждут на Олимпиаде в Сочи наград высшей пробы.

Денис, какие вообще дистанции для вас коронные?

— В юниорах лучше всего получалось бежать 3 и 5 километров. После длительного перерыва вернувшись в спорт, решил переквалифицироваться в стайеры. И даже выиграл 10 километров при отсутствии нашего лидера Ивана Скобрева. Но потом по ходу тренировок выяснилось, что полуторку могу еще лучше бежать.

— Есть любимые виды спорта, помогающие бить рекорды на ледовой дорожке?

— Ролики, велосипед, штанга, шорт-трек.

— Шорт-трек сейчас набирает популярность. С классическими коньками много общего?

— Ну разве что лед. У них предельно короткая прямая и почти все время идет поворот. И тактика абсолютно другая. Мы боремся на результат, иногда даже не обращая внимания на соперников по забегу. А они постоянно борются за удобную позицию. А Виктор Ан вообще великий стратег и тактик: умеет здорово просачиваться сквозь своих соперников.

— Говоря о тренировочном процессе, вы упомянули велосипед. А сколько километров проезжаете за одну тренировку?

— Раньше случалось и более 200 километров. Сейчас расстояния проезжаем поменьше, но возросла интенсивность нагрузок. К слову, знаменитый конькобежец Свен Крамер и вовсе участвовал в велогонках. И даже побеждал.

— Недавно в Сочи вы победили на чемпионате мира. Это был ваш первый старт на олимпийском овале?

— Второй. Еще раньше в Сочи у нас проходил чемпионат России.

— В чем особенность сочинского льда?

— После крытых катков в Крылатском, Коломне и Челябинске каких-то особых отличий не заметил. Вот в немецком Инцелле — там более круто приходится заходить в вираж. Другое дело, что на одном и том же катке могут задать такие температурные режимы, что и лед, и воздух будут разные. Хотя все зависит от спортсмена. Я считаю, что по мере выхода на пик спортивной формы буду чувствовать себя на сочинском льду все увереннее. Кроме того, работники катка постоянно прислушиваются к просьбам нашего главного тренера Константина Полтавца.

— Кто будет вашими главными конкурентами на Олимпиаде?

— Шани Дэвис заявлял, что сейчас перед Сочи он особо усиленно тренируется. За команду Норвегии побежит другая знаменитость — Хавард Бокко. Очень силен кореец Сюн Хун Ли — олимпийский чемпион Ванкувера. Денис Кузин из Казахстана выиграл тысячу метров на чемпионате мира. Так что к Сочи должен показать хороший уровень.

— Ради оптимальной подготовки лидеры сборной России будут отказываться от участия в этапах Кубка мира?

— Отказываться не будем, но на некоторых этапах можем бежать в тренировочном режиме, не форсируя нагрузки. Скамейка у сборной России не столь длинная, чтобы молодые ребята из второго эшелона могли бы лидеров заменить и показать приличные результаты. Это при том, что в последнее время ситуация у нас все-таки улучшается.

— В этом сезоне голландцы не блещут результатами. Их время прошло?

— Ни в коем случае! Голландцы претендуют как минимум на половину олимпийских медалей. С одной стороны, на длинных дистанциях мы с ними начинаем конкурировать, с другой — сейчас голландцы и спринт хорошо побежали. Раньше это было в основном вотчиной азиатских конькобежцев.

— А как нам стать лидерами в конькобежном спорте?

— Создавать условия. У нас ведь страна большая, талантливой молодежи много. Но на данный момент работают лишь четыре крытых катка — в Сочи, Коломне, Челябинске и в Крылатском.

— В конькобежном спорте есть такая дисциплина, как командная гонка. В чем ее особенность?

— В самом названии этой гонки. Тут важно учесть особенности каждого: кто-то может быть хорошим финишером, кто-то — темповиком. Еще те, кто едет сзади, должны за короткое время максимально отдохнуть. В какие-то моменты можешь подтолкнуть и протащить своего партнера.

— А вы не перессоритесь после командной гонки, как в свое время наши девушки Лобышева с Абрамовой?

— Это исключено. Никаких споров у нас не бывает — ни до, ни после, ни тем более во время гонки. Всегда действуем в интересах команды. Если у меня будет достаточно сил, я смогу выйти вперед и поработать больше, чем планировалось. И так рассуждает каждый. Сейчас и в женской нашей команде климат совсем другой — здоровый.

— Спортсмены за границей ничего не видят, кроме гостиницы, аэропорта и стадиона. У вас приятные исключения бывали?

— Когда ездили в немецкий Инцель, оттуда недалеко до Зальцбурга. Приехали туда после обеда, так что в Музей Моцарта не успели. Но замок на горе в центре города произвел потрясающее впечатление. Пару месяцев на сборах в Санкт-Морице — там вдоволь налюбовались горными пейзажами. Сами, тренируясь на велосипедах, заезжали выше 2,5 тысячи метров над уровнем моря, еще немного поездили на автобусе.

— На сборы до сих пор ездите по заграницам?

— Получилась парадоксальная ситуация. Тренировки на льду в основном проводим в России, благо катки хорошие построили. А общефизическую подготовку приходится подтягивать за границей. Как я уже говорил, у нас большой удельный вес составляет велосипедная подготовка. А по нашим дорогам ездить просто опасно.