Компаниям, которые готовят еду для офисов, кризис практически не помешал. Заказчики отказываются от банкетов и фуршетов, но без обедов все равно не обойтись. «Труд» выяснил, как работают кейтеринговые компании, какие сотрудники им нужны и сколько им платят.
Рынок доставки готовых обедов начал развиваться еще до кризиса. Компании рассудили, что выгоднее, удобнее и проще не оборудовать столовую и не брать в штат поваров и кассиров, а пользоваться услугами специализированных фирм. Они приготовят еду, привезут ее в офис, продадут сотрудникам, да еще и компании денег заплатят за аренду помещения буфета.
По словам самих владельцев кейтеринговых компаний, сейчас такие фирмы растут как грибы. «Началось это чуть больше года назад, когда
Предприимчивые дельцы быстро сообразили: люди перестали ходить в рестораны, но потребность в питании никуда не пропала. Значит, нужно предложить более бюджетный вариант. Рынок пополнили рестораны, которые перепрофилировались или ввели доставку готовой еды как дополнительное подспорье к основному бизнесу.
У кейтеринговой компании есть база, где повара готовят еду. Чтобы извлечь дополнительную выгоду, часто такая база одновременно является и столовой при какой-нибудь организации: еда продается и здесь, на месте, и развозится по другим точкам.
Приготовленные блюда расфасовывают в пластиковые коробки и на машинах отправляют в офисы заказчиков. «Мы стараемся, чтобы наименования блюд повторялись как можно реже.
Работа компании в корне отличается от обычного заведения. «Предположим, у вас кафе на улице. Человек пришел, ему
«Меню нужно приспосабливать к специфике нашей работы, — добавляет Дмитрий Кочкин. — Например, если мы делаем салат, то понимаем, что его нельзя заливать соусами — его же нужно класть в коробочку и везти
Чаще всего кейтеринговая компания составляет меню на неделю вперед. Если нужно, оно согласовывается с заказчиком. Одно и то же меню стараются повторять не чаще чем раз в
Основная рабочая сила компании — повара и водители-курьеры. Повара обычно составляют более половины всего штата компании, и вместе с тем найти их сложнее всего. «Это тяжелая работа, не каждый может ее выдержать. Повара на ногах с семи часов утра до трех дня. После окончания рабочего дня еще полчаса нужно на то, чтобы убрать кухню», — рассказывает Дмитрий Кочкин. К тому же зарплаты специалистам в таких компаниях предлагают не очень высокие — примерно на 30% меньше, чем получают ресторанные повара.
Кейтеринговые компании сетуют и на нехватку техперсонала — уборщиц, посудомойщиц. «Москвичи на такую работу идти не хотят, привлекать нелегалов — это лишняя головная боль», — объясняет Нелли Авалова. По словам бизнесмена, найти техперсонал еще труднее, чем поваров.
Курьеров найти проще. Платят им тоже немного, но и работают они не полный день, а в основном четыре часа — в середине дня, когда в офисах начинается обеденное время. Для большинства водителей-курьеров кейтеринг — не единственное и не основное место работы, а приработок.
Все компании, занимающиеся поставкой готовой еды, теперь живут за счет заказов обедов в офисы. «Фуршеты, банкеты, корпоративы приносят хорошие деньги. Но с кризисом спрос резко упал, особенно мы это почувствовали прошлой зимой, перед Новым годом, — вспоминает Нелли Авалова. — Сейчас чуть получше, но все равно эти заказы — не основной доход».
Спрос на корпоративные офисные обеды более стабильный. Однако и он в прошлом году снизился. «Раньше, до кризиса, люди питались по полной программе — салат, первое и второе блюда, десерт. Сейчас в основном берут только второе», — рассказывает Дмитрий Кочкин. Эксперт объясняет это тем, что раньше многие компании оплачивали обеды сотрудников, а теперь либо сократили эти доплаты, либо отменили их вовсе. Поэтому люди экономят. А кейтеринговые фирмы, в свою очередь, идут навстречу и предлагают бюджетные варианты обедов. «Стараемся, чтобы комплексный обед укладывался в
Источник: данные кейтеринговых компаний