Об этом вчера заявил Владимир Путин. Действия GM стали предметом обсуждения всего европейского бизнес-сообщества. «Труд» решил разобраться в причинах срыва сделки.
Еще в среду на решение GM правительство России реагировало лаконично. Пресс-секретарь Владимира Путина лишь озвучил «удивление» главы кабинета, вызванное действиями американского автопроизводителя, тогда как обычно сдержанные немцы были более эмоциональны.
Вчера на заседании президиума правительства российский премьер высказался более конкретно. Казалось, что решение GM он воспринял почти как личное оскорбление. «Они никого не предупредили и поставили всех перед фактом, отказавшись от продажи», — сказал он. Такой шаг компании, продолжил Путин, говорит о «своеобразной культуре общения американских партнеров со своими контрагентами». Премьер пообещал впредь учитывать такой стиль взаимоотношений и добавил, что «пренебрежительное отношение было обращено прежде всего к европейским партнерам, а не российским». При этом, считает глава правительства, отказ от сделки со стороны General Motors не нанесет ущерба интересам российского автопрома.
Министр промышленности и торговли Виктор Христенко тут же заметил, что уже завершается работа над стратегией развития российского автопрома, которая будет представлена правительству к середине ноября.
По мнению экспертов, причины отказа от сделки с участием российского банка — больше экономические, чем политические. «Автопром США начинает восстанавливаться, и потеря Opel для американцев стала бы очень болезненной», — рассказал «Труду» президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский. Впрочем, добавляет он, несмотря на то что у правительства Штатов — контрольный пакет акций GM, срывать подобные сделки совершенно не в духе американских властей. По его прогнозам, отмена сделки ухудшит отношения с Германией, ведь в результате на улице окажутся тысячи немцев.
«General Motors в последнее время все больше переходит на выпуск автомобилей эконом-класса, — поясняет Севастьян Козицын из „Брокеркредитсервиса“. — А Opel — один из лучших в этом сегменте. Если бы американцы потеряли Opel, то не смогли бы нормально конкурировать с азиатским автопромом».
По словам Дмитрия Баранова из «Финам Менеджмента», у Opel есть хорошая репутация, популярность и узнаваемый бренд, которые приносят хорошую выручку. «Зачем от этого отказываться?» — резюмирует эксперт.
Обмен опытом
Что потерял российский автопром
Самое главное, что хотела получить Россия от покупки Opel, — крупный пакет прав на интеллектуальную собственность в области автопроизводства. Потеря этой возможности стала основным разочарованием для нашей стороны. Эксперты уверены, что получить доступ к западным технологиям можно и без покупки дорогостоящих акций крупных компаний. Однако это будут лишь разрозненные знания, а не обладание
Российский автопром не сможет позаимствовать у немцев опыт управления автомобильной компанией. В Opel работают хорошие менеджеры и маркетологи, которые принесли бы много пользы российским компаниям. Так как Opel — очень крупная компания, которая известна во всех странах, с ее помощью Россия могла бы выйти на мировой рынок автомобилестроения. Обладание компанией с таким известным и популярным брендом очень хорошо бы сказалось на имидже российского бизнеса. К тому же Москве было важно показать мировому сообществу, что Россия может покупать западные компании и вести цивилизованный бизнес-диалог.
Иностранные авто, которые собираются у нас в стране, всегда пользуются большим спросом. Налоги от продаж «отечественных» иномарок приносят казне значительные суммы. Таким образом, потерян еще один источник доходов.