ГИМНАСТИКА УМА

Тому, кто мог увидеть воочию индианку Бенду Венус, последнюю любовь знаменитого американского писателя Генри Миллера, понятно, почему постановщики спектакля так настойчиво приглашали белгородскую "звезду" современного спорта Светлану Хоркину на главную роль Венус.

- Совершенно идеальная фигура, ослепительная улыбка, огромные выразительные глаза и утонченные манеры - все это Бенда Венус - так сформулировала свое впечатление Хоркина, впервые встретив женщину, ставшую реальным прототипом новой пьесы.
Драматизм пьесы продиктован жизненными перипетиями в судьбе 80-летнего писателя. Будучи несколько раз женатым, он познакомился с очаровательной юной индианкой и предложил ей, будущей киноактрисе, руку и сердце. Самого Миллера подвергали в США судебным преследованиям за ту свободу, с которой писал об интимных отношениях мужчины и женщины.
Светлана Хоркина, достигнув всех мыслимых и немыслимых высот в мировой гимнастике на Олимпиаде и на чемпионатах мира, всерьез задумывалась о том, не пора ли ей уйти из спорта. За годы, отданные большому спорту, она научилась общаться с людьми разного ранга и, как она говорит, стала "дипломатом".
- Мне всегда везло во всех отношениях, - подчеркивает Светлана. -Поэтому на приглашение выступить в театре, да еще в такой сложной роли я ответила с легким сердцем: "Да, я готова".
Но потом было много трудных дней, когда шлифовались каждый шаг, каждая реплика. Роль-то все-таки уникальная в психологическом плане. Да и сама пластика здесь совсем другая, отличная от классической хореографии...
Постановщик спектакля - Сергей Виноградов (он же - руководитель театральной компании) проявил незаурядное художественное чутье, полностью отказавшись от бытовых деталей и натуралистических сцен, выведя на первый план пластический диалог артистов. Также заслуживает самых лестных оценок работа художника по костюмам Андрея Климова. Ему удалось найти удачное цветовое сочетание костюмов Светланы Хоркиной, а также для исполнительниц других женских ролей.
- Я в восторге от многочисленных нарядов, которые были мне предложены в этом спектакле. Они помогли мне более реально представить мои возможности как актрисы, - отметила олимпийская чемпионка.
На спектакль, исполнявшийся на основной сцене МХАТа, по специальному приглашению прибыла из Нью-Йорка сама Бенда Венус, способная и сегодня поразить знатоков моды самыми изысканными платьями и костюмами. Вот что она сказала после премьеры:
- Постановщик и артисты взялись за очень сложную задачу - передать дух творческого поиска Генри Миллера. Он написал сотни писем в мой адрес, думаю, они могут составить целую энциклопедию любви. Мне кажется, Светлана Хоркина органично вошла в роль главной героини пьесы.
Олимпийская чемпионка была хороша во многих эпизодах и особенно блеснула своим мастерством в кульминационной сцене, когда исполняла экзотичный ритуальный танец на узком столе длиной всего два с половиной метра. В этой сцене не было "чистого" спорта, в то же время возникало ощущение абсолютно свободного в своих движениях большого мастера.
После премьеры Хоркина сказала:
- Я особенно благодарна художественному руководителю МХАТа Олегу Павловичу Табакову за то, что он предоставил нам основную сцену театра. В зале мы видели очень благожелательную публику. Теперь мы повезем спектакль по городам России. Но при этом тренировки в спортзале я бросать не собираюсь...