ПОВЕЯЛО КОМПРОМИССОМ

Накануне российско-американского саммита, намеченного на 13 - 15 ноября в США, визит американского министра обороны Дональда Рамсфелда в Москву имел особое значение прежде всего по таким актуальным вопросам наших взаимоотношений, как совместная борьба с международным терроризмом и сокращение стратегических наступательных вооружений.

Хотя наблюдатели предостерегают от чрезмерных ожиданий решительного прорыва в области стратегических вооружений и противоракетной обороны во время предстоящих встреч Владимира Путина с Джорджем Бушем, тем не менее в воздухе повеяло взаимоприемлемым компромиссом. США дали понять, что надеются создать "ограниченную систему противоракетной обороны", не нарушая российско-американского Договора по ПРО от 1972 года, а расширительно его толкуя. Согласование позиций может продлиться еще несколько месяцев, но, несомненно, что предстоящая встреча в верхах на американской земле может придать этому процессу серьезный импульс.
В плане координации усилий по борьбе с терроризмом между Москвой и Вашингтоном практически никаких проблем не возникает, поскольку между ними установился довольно высокий уровень доверия. Идет регулярный обмен развединформацией, согласуются дипломатические и политические шаги. Правда, у России есть предел, дальше которого она не пойдет. Как подчеркнул Сергей Иванов после встречи со своим американским коллегой, "российские военнослужащие не будут принимать участие в антитеррористической операции на территории Афганистана". Впрочем, нас никто об этом и не просил.
Следующими остановками в быстротечной поездке Рамсфелда стали Душанбе, Ташкент, Дели и Исламабад. В Таджикистане американскому гостю дали понять, что в зависимости от развития ситуации в регионе - прежде всего военной кампании в Афганистане - могут разрешить пролет над его территорией любых, а не только несущих гуманитарный груз американских самолетов. За что заранее получили благодарность от гостившего министра. В Ташкенте изъявили готовность расширять сотрудничество с США, но сделали упор на том, что предоставленный американцам аэродром Ханабад может использоваться США исключительно в гуманитарных целях для поисково-спасательных операций. В Дели высокий гость пытался сгладить острейшие индо-пакистанские противоречия и обещал усилить поддержку Северному альянсу, борющемуся с режимом талибов. В Исламабаде Рамсфелд, по сути, вылил на президента Мушаррафа ушат холодной воды, когда отказался откликнуться на его призыв приостановить бомбардировки афганской территории на священный для мусульман месяц поста - рамадан, начинающийся 17 ноября. Министр обороны США заявил, что воздушные удары по позициям талибов и базам террористической организации "Аль-Каида" будут продолжены. По его мнению, правительство талибов после четырех недель бомбардировок уже не функционирует с прежней эффективностью.