Воскрешение тасманского тигра, умные окна и паучий шелк
Сегодня, 6 октября, отмечается Всемирный день охраны мест обитаний редких животных, учрежденный ООН. Впрочем, таких заповедных уголков на планете раз-два — и обчелся. Наш брат человек, сам того не желая, за годы своей кипучей деятельности приложил руку к исчезновению многих видов. В 1980-х знаменитый Энди Уорхол даже затеял серию портретов зверушек под названием «Вымирающие виды», а теперь под подобную галерею впору отдавать целый небоскреб. Люди стараются сохранить хоть что-то из живой природы, но сделать это непросто.
Еще век назад в Австралии обитал тилацин, он же тасманский тигр. Но, как это не раз случалось в истории, в места его обитания явились люди, и последний тилацин покинул этот свет в 1936 году. Учитывая, что исчезновение этого вида случилось сравнительно недавно, ученые Стокгольмского университета для своих экспериментов по воскрешению выбрали этого зверька. Они смогли выделить РНК из образца тасманского тигра, чучело которого 130 лет хранилось в музее в Швеции. Это первый случай для любого вымершего вида, поскольку РНК имеет тенденцию быстро разлагаться вне живой клетки. Можно сказать, сделан еще один шаг на пути к чуду. Но когда оно произойдет, пока не известно.
P.S. Нетерпеливые зрители уже подгоняют экспериментаторов и выстраивают очередь кандидатов на воскрешение. Мамонт, птица додо... Кто следующий?
Трансплантация органов может спасти много жизней, однако на донорские органы по всему свету огромные очереди, да и вероятность отторжения все еще велика. Недавно ученые из Стэнфорда начали эксперимент, который может решить все проблемы и позволит буквально печатать сердца и другие органы. В основе новой технологии — биореакторы, способные выращивать необходимые клетки. Клеточные коктейли затем подаются в биопринтер, где они служат «чернилами» для 3D-печати функционирующих человеческих сердец...
P.S. Так в теории выглядит этот процесс, но пока давайте беречь свои натуральные «моторы». Пока отпечатанные органы пройдут испытания на животных, пока производство их поставят на конвейер, пройдет немало времени. Так что бросайте курить — и на зарядку!
Обледенение создает проблемы тем, кто летает и передвигается на авто, с этой напастью приходится бороться разными способами — от специальных химических составов до банального подогрева. И вот китайские ученые разработали еще один, на этот раз без химии и электричества. В основе нового покрытия — медная нанопроволока, способная поглощать энергию от солнца и распределять ее по всей поверхности. В результате получается покрытие, которое может поглощать 95% солнечного света. А высокая теплопроводность меди позволяет теплу быстро распределиться по поверхности. И никакого льда!
P.S. Значит, уже скоро мне не придется зимним утром возиться со скребком, очищая ото льда лобовое стекло автомобиля.
Американские ученые разработали новое окно, которое может по вашему выбору пропускать только свет или только тепло. Или и то и другое. Удобно ведь в жару принимать солнечные ванны и не плавиться при этом от палящих лучей? Окно работает по принципу электрохромизма — способности материала менять цвет под воздействием тока. В данном случае используется соединение, которое может кроме видимого света блокировать еще и инфракрасный (то есть тепло). Поэтому новое окно в зависимости от силы тока способно задерживать только тепло, пропуская при этом солнечный свет.
P.S. Глядишь, и кондиционеры нам скоро не понадобятся.
Ученые давно приглядываются к паукам, рассматривая их как замену тутовым шелкопрядам в производстве шелка. Ведь те вырабатывают материал в разы прочнее. Но до недавнего времени эксперименты заканчивались неудачей: пауки просто съедали друг друга. Интересное решение проблемы предложили китайские ученые. Они модифицировали геном тутового шелкопряда и вставили в него белок из особи паука, распространенного в Восточной Азии. В конце концов ученые заставили шелкопряда производить «паучий шелк» в шесть раз прочнее кевлара, из которого делают бронежилеты.
P.S. Новая нить очень даже пригодится — например, в медицине для зашивания ран.