Не Копенгаген

Жизнь на воде возможна даже в мегаполисах

Оказывается, перемещаться по городу очень удобно не на машине и даже не на велосипеде, а на байдарках и каноэ. И это вовсе не экзотические аттракционы, придуманные для праздных туристов, а нынешняя норма повседневной жизни в скандинавских столицах.

Передвигаться по проливам и каналам, купаться, загорать и ловить рыбу в центре мегаполиса — это новый формат жизни, своего рода реновация по-скандинавски. Такой ее представили в Санкт-Петербурге в рамках традиционного фестиваля «Недели Северных стран», в восьмой раз прошедшего на берегах Невы при участии дипмиссий и культурных институтов Норвегии, Швеции, Дании, Исландии, Финляндии.

Сотрудники муниципалитетов столиц этих стран собрались в одном из бывших цехов завода «Севкабель», расположенном рядом с портом на Кожевенной линии Васильевского острова. Еще недавно закрытая, недоступная для горожан территория в результате модернизации производства стала многофункциональным культурным пространством, к тому же имеющим выход к заливу. Тут рядом с работающими цехами возник оригинальный концертно-выставочный зал. На входе представитель комитета по благоустройству городской среды администрации Стокгольма Стаффан ЛОРЕНЦ радостно сообщил, что чувствует себя здесь как дома. Чутко уловил он особенность места. Краснокирпичное здание бывшего промышленного корпуса в 1880-х было построено для завода Сименса. Сам Вернер фон Сименс, основатель знаменитой фирмы, жил тут при заводе. Тогда было так принято: жить там, где ведешь бизнес и работаешь.

И вот все возвращается на круги своя: в бывшем заводском цехе, где когда-то Сименс отвоевывал землю у болота, представлены планы развития береговой линии городов Северной Европы, где люди могут и жить, и работать. Это базовый принцип, в частности, проекта жилого микрорайона «Королевский морской порт Стокгольма». Где мало парковок, много скверов, сохранен старинный облик города и четко выдерживается общий для всех скандинавских стран закон: никакая береговая линия не может быть частной. Территория у воды должна быть открыта всем. Шведы настаивают и на том, что дорогое жилье с видом на залив не может быть резервацией для богатых, проект предусматривает неоднородную социальную среду, для них принципиально, чтобы тут жили и рабочие этого самого «Королевского морского порта».

Реновация скандинавских столиц началась примерно в одно время — лет 20 назад. В Осло тогда построили новый порт — «очень эффективный, на маленькой территории, открытый для жителей, содержащий интересные объекты, привлекательные для людей». В период постиндустриального развития власти норвежской столицы сумели организовать городское пространство так, чтобы можно было пешком пройти или проехать на велосипеде вдоль всей береговой линии города. Квартал за кварталом они отвоевывают это пространство для жилья и «дружественных к человеку объектов» — библиотек, велодорожек, открытых бассейнов, которые зимой превращаются в катки, пляжей-причалов, где гулять можно и по склону-крыше оперного театра.

В Копенгагене открытый доступ к воде обеспечен давно, но теперь там можно рядом с домом поймать в канале угря. Власти бьются за экологическую чистоту региона и получают «голубые флаги» ЮНЕСКО. Деревянные причалы из дуба оборудованы так, чтобы было удобно швартоваться лодкам, каноэ, байдаркам.

«Для нас самое главное — сделать набережные таким пространством, где много уютных уголков, чтобы людям там было удобно, потому что вода помогает расслабиться, успокоиться, набраться сил. Поэтому сейчас мы перестраиваем индустриальные объекты, находящие в гавани Копенгагена, в общественные пространства», — рассказал представитель департамента окружающей среды Копенгагена Ларс АНКЕР АНГАНТИР.

В Хельсинки, который расположен на архипелаге из 300 островов, муниципальные законы тоже гарантируют общественный доступ к воде. «Потому что всегда кому-то это не нравится, кто-то хочет иметь свою особую береговую зону», — объясняет Мери ЛОУЕКАРИ, архитектор сектора окружающей среды финской столицы, подчеркивая, что власти города, создавая новые притягательные объекты, ориентируются на интересы разных людей — юных, молодых, пожилых, пеших, велосипедистов. «Важно, чтобы жители проводили свои собственные мероприятия без каких-либо согласований. Это могут быть занятия спортом, йогой, совместные обеды, катание на коньках, прогулки по льду или променад вдоль берега даже в плохую погоду».

«Выходит, мечта наших дедов сбылась в северных странах?» — простодушно спросила собравшихся юная жительница Петербурга. На фоне скандинавского «социализма с человеческим лицом» презентация проектов местного архитектурного бюро прозвучала резким диссонансом. В планах принимающей стороны по-прежнему ничего человеческого не просматривается. Да, это вам не Копенгаген.

Россия ни реками, ни озерами, ни морями не обижена. Но часто ли жители наших городов имеют прямой и доступный выход к воде? Как они его ищут и находят? Как человек взаимодействует с прибрежным пространством? Об этом размышляли 12 художников из Москвы, Петербурга, Мурманска, Архангельска, путешествуя минувшим летом по скандинавским столицам по приглашению Датского института культуры в Петербурге. Общаясь с жителями приморских городов, они и создали свой «художественно-урбанистический проект с видом на город», как назвал его куратор выставки, историк искусств Дмитрий ПИЛИКИН.

Все инсталляции на выставке «Waterfront» («Береговая линия») посвящены воде. Она и стала главным событием фестиваля «Недели Северных стран — 2017», включив в себя фильмы о серферах, владельцах катеров, речных трамвайчиков, а также о сотрудниках городской Службы спасения и «Водоканала», обеспечивающих нашу безопасность и чистоту воды. Кстати, Петербург — единственный город в России, где вода на выходе со всех очистных сооружений соответствует самым строгим требованиям ЕС. Авторам фильма Илье Давыдову и Дмитрию Пиликину даже предъявили петербургских раков, живущих в проточной воде.