Опрос: Что снести в Москве после Лужкова?
Вслед за памятником Петру I могут исчезнуть Манежная площадь, Военторг
Рустам Рахматуллин,координатор движения «Архнадзор»
«Убрать незаконный самострой»
— Технически реально убрать скульптурный зверинец на Манежной площади, как-то регенерировав ее, восстановив решетку Александровского сада. Из архитектуры надо демонтировать незаконный самострой. Например, надстройку над рестораном «Ноев ковчег» в Малом Ивановском переулке, которая перекрыла вид от Ивановского монастыря на церковь Николы в Подкопаеве и Котельническую высотку. И остановить незаконно строящееся — например, в усадьбе Шаховских под предлогом реконструкции Геликон-оперы уже снесены исторические флигели во дворе и ожидается снос в Калашном переулке.
Артемий Троицкий, музыковед, рок-продюсер
«Снести и расселить элитные хрущобы»
— Я бы посносил все эти гнусные свечки, построенные в основном компанией «Донстрой», ну и некоторыми другими тоже. То, что они поставили на Мосфильмовской улице — и в ее начале, напротив комплекса зданий самого Мосфильма, и в конце.
Я бы снес ту жуткую пародию на сталинскую готику, которая называется «Престиж-палас» и уродует огромную часть города в районе Сокола. Вот все эти элитные хрущобы я бы поубирал с большим удовольствием. Если их расселять надо — ну это уже другое дело. Это уже, наверное, логично делать за счет тех, кто эти пугала ставил.
Илья Яшин, член бюро политсовета движения «Солидарность»
«Ликвидировать точечную застройку»
— Убирать надо не памятники, которые, возможно, кому-то и не нравятся, — но это вопрос чисто эстетический, — а гигантские торговые центры, объекты точечной застройки. Таких зданий в Москве стало слишком много, и не все они возведены на законных основаниях. К тому же эти архитектурные монстры провоцируют гигантские пробки, от которых уже столько лет город просто задыхается. Если их будет меньше, жители столицы от этого только выиграют: не придется вырубать скверы и сносить детские площадки.
Марат Гельман, Член Общественной палаты, директор Пермского музея современного искусства
«Новый Военторг должен умереть»
— Очень серьезная история с Манежной площадью: искусственная речка со скульптурами Церетели разрушила историческую ограду Александровского сада. Нужно не только убрать эти бронзовые игрушки, но и восстановить ограду.
Вообще на Манежной площади фактически разрушен вид на Кремль, на Манеж. Но эту проблему простым сносом не решить, нужно привлекать хороших архитекторов. Сейчас все-таки самое главное — это отменить Генплан, очертить исторический центр Москвы и запретить там застройку, а убирать — не такая спешная работа. Если речь идет о каких-то уродливых архитектурных зданиях, например Военторг на Воздвиженке или «Зеленая миля» на Остоженке, то нужно дать им умереть своей смертью — просто не реставрировать лет через 20.
А потом уже думать, что поставить на их месте.
Константин Боровой, бизнесмен, главный управляющий Российской товарно-сырьевой биржи
«Сократить художества Церетели»
— Я бы убрал часть произведений Церетели с Манежной площади и вообще из Москвы. Нет никаких сомнений, что он замечательный и самобытный художник, но его творений в столице за последнее время стало как-то слишком много. Как любимый скульптор Юрия Михайловича Лужкова, Зураб Константинович, к сожалению, заставил москвичей приспосабливаться к вкусовым, увы, не всегда тонким, предпочтениям своего патрона. Но для многих его гигантские памятники и неведомые зверушки все-таки выглядят диссонансом.
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсингской группы
«Освободить Манежную площадь»
— Я считаю, что нужно восстановить Манежную площадь до ее прежнего вида. Вся эта ужасная безвкусица с жабами и зверушками авторства Зураба Церетели просто отвратительна. Все эти художества совершенно не радуют глаз.
И непонятно, зачем все это строили, ведь это никому не нужно, там никогда никого нет. А свободная площадь в Москве нужна, ведь нужно же народу где-нибудь собираться. Красная площадь давно приватизирована властями, а Триумфальную закрыли и собираются перестраивать.