Роструд и Федерация независимых профсоюзов России прогнозировали, что к концу года безработица в стране увеличится на 400 тысяч человек. Однако первый месяц осени уже ставит под сомнение такой «оптимистичный» прогноз.
Российские компании в сентябре расстались с 44 500 сотрудниками. Для сравнения, за все лето в стране было сокращено 33 200 человек. И это только официальные данные. Множество компаний не уведомляют службу занятости, кроме того, работодатели часто расстаются с подчиненными, вынудив их написать заявление по собственному желанию, что тоже не учитывается службой занятости как официальное сокращение.
Точное число таких уволенных назвать сложно, но, по оценкам экспертов, в сентябре без работы остались около 150 тысяч человек по всей стране. В основном это разнорабочие, люди, занятые на производстве.
Ждать улучшений в ближайшее время не стоит, считают опрошенные «Трудом» эксперты. Предприятия больше не могут обеспечить работой и содержать столько сотрудников: если не провести сокращения сейчас, то завтра можно закрываться, поэтому пришло время расставаться с людьми.
Этой осенью сокращения коснутся в основном «синих воротничков». «Труд» выяснил, почему во второй год кризис ударит в первую очередь по рабочим цехов.
Олег Ларин работает на заводе «ИжАвто» и всерьез задумывается об уходе. «У всех депрессивные настроения, улучшений не вижу, — рассказывает он. — Скорее всего, придется увольняться, пока есть
Людей в положении Олега этой осенью будет много. Именно рабочим сегодня достается сильнее других. Все 11 предприятий, пополнившие в этом месяце рейтинг «Труда», производственные. Массовый исход из офисов закончился, кризис прочно обосновался в заводских цехах.
Структура любого производственного предприятия гораздо более сложная, чем структура офиса. На заводе куда больше служб, которые решают узкие задачи. Каждый отдел или цех является звеном производственной цепочки. Вырвешь одно — завод просто встанет. Именно поэтому отечественная промышленность затянула с сокращением персонала.
Затягивать этот процесс дальше было бы губительно для самих компаний. Как результат — черная осень для «синих воротничков».
«На производство спад на рынке повлиял, как и на другие отрасли, но в цехах это почувствовалось позже, чем в офисах, — комментирует Стелла Багирова, руководитель направления рекрутинговой компании Antal Russia. — Падение продаж явно было видно сначала в офисах, производство же на тот момент ещё работало в обычном режиме». Корректировка объемов производства и сокращение персонала в цехах начались позже.
Первые строчки сентябрьского рейтинга занимают крупные компании, штат которых — под сотню тысяч человек. При том что число сокращенных там измеряется тысячами, их доля не превышает 30% всего персонала.
Ещё один недостаток «производственников» — их специализация. Большинство из этих специалистов являются профессионалами в узкой сфере. Если на заводе их сокращают, они не смогут найти работу без смены профиля.
«На производстве, как правило, работают узкие специалисты, где взаимозаменяемость невозможна», — рассказывает Оксана Клименко, руководитель отдела обучения рекрутингового агентства Avanta Personnel.
Владимир работал на «АвтоВАЗе» в цехе покраски на протяжении пяти лет, но этой осенью место работы ему придется сменить. «Ходят слухи, что я попаду в число сокращенных», — жалуется мужчина. В таком случае ему придется уезжать из Тольятти. По его профилю специалисты в этом городе больше не нужны. «Поеду в Москву, — предполагает Владимир. — Надо же ребенка и жену
Далеко не каждый россиянин, как Владимир, готов ради работы столь радикально менять образ жизни. Большинству просто придется смириться с понижением статуса.
«Если вы согласны работать грузчиком или
Спад производства и сокращения «синих воротничков», по мнению директора центра трудовых исследований
Многие предприятия и до кризиса имели раздутый штат, но не признавали этого. В нынешних условиях, когда спрос на их продукцию снизился, заводам надо избавляться не только от докризисных человеческих излишков, но и от неэффективного персонала. Иначе они просто не смогут набрать хорошую экономическую форму.