- Марк Борисович, давно хочу спросить вас, почему в городских театральных кассах билеты на ваши спектакли стоят безумно дорого, а в кассе театра цены нормальные?
- Моя задача как руководителя заключается в том, чтобы в нашей кассе билеты продавались по номиналу. За то же, что происходит в других кассах, театр ответственности не несет.
- Скажите, а как вы стали директором театра?
- Я никогда не стремился им стать, несмотря на то, что имею три образования: музыкальное, актерское и экономическое. 12 лет я работал актером в областном драматическом театре у Исидора Тартаковского, где играл главные роли. Но потом понял бесперспективность для себя работы актером в областной системе, а семью надо было кормить. И я решил пойти по административной линии. Но сегодня профессия директора (организатора) девальвируется в связи с нехваткой людей талантливых, любящих и преданных своему делу.
- Как и художественного руководителя, не так ли?..
- Мне повезло, что я работаю с Марком Захаровым, и вы правильно указали в своей статье, что я в тени. Но скажите, что делать другим директорам, у которых нет Захарова? Мой 40-летний опыт подсказывает, что без истинно талантливых художественных лидеров театр представляет группу людей - может быть, и способных, но не имеющих своей идеи, художественной программы. А без этого репертуарный театр немыслим. Когда я учился в Горьком, то каждую субботу и воскресенье ездил в Москву смотреть спектакли, зная, что именно в столице сосредоточены главные творческие силы, и поэтому только там можно соприкоснуться с настоящим творчеством... Так вот, Захаров понимает роль директора в театральном процессе и поэтому говорит мне: "Марк Борисович, вы главное звено в театральной цепочке, поскольку преданы своему делу и болеете за него".
- Кого в смысле лидерства вы могли бы поставить в один ряд с Захаровым?
- Льва Додина, Юрия Любимова, Петра Фоменко... Когда-то таким великим колоссом был Георгий Товстоногов, после смерти которого БДТ стал сдавать, но я успел у него поучиться актерскому мастерству, соприкоснуться с его гением, когда он приезжал в Горький и репетировал в нашем училище дипломный спектакль. В любом случае его пример говорит о том, что без творческого лидера театр задыхается и в конце концов погибает.
- В Ленкоме звездный состав артистов. С одной стороны, это хорошо с точки зрения популярности театра, а с другой - наверное, не очень, потому что возникают проблемы с составлением репертуара.
- Звездный ансамбль - это счастье театра, но тут очень много зависит от художественного лидера, от того, как к нему относятся артисты, от его авторитета. Я не припомню случая, чтобы кто-то из наших ведущих артистов отказался играть в спектаклях Захарова, хотя во время выпуска все съемки и записи у артистов прекращаются, и они занимаются только театром.
- Когда-то Захаров сказал: стране не нужно такое большое количество репертуарных театров, и многие на него обиделись.
- Захаров не говорил о слишком большом количестве репертуарных театров. Чем их больше, тем лучше, а если они еще и хорошие, то вообще прекрасно. Вопрос стоял о финансировании более 150 театров в Москве. На мой взгляд, надо финансировать успешные театры, куда рвутся зрители, а не убыточные, продлевая таким образом их агонию.
- Ленком был одним из первых театров, который стал сдавать часть здания в аренду.
- И ничего плохого в этом не вижу, потому что только на доходы от спектаклей не проживешь.
- Кажется, ваш арендатор - стриптиз-клуб? Скажите, вы как-то реагируете на то, что происходит на его территории или это уже не ваше дело?
- У меня есть свое мнение по этому поводу: я считаю, что театр должен как-то отвечать за то, что происходит в том месте, которое он сдал в аренду. Вот вы заговорили о стриптиз-клубе, но ведь на сценах некоторых профессиональных театров показывают не только стриптиз, но и половые акты, и почему-то спектакли эти никто не закрывает. В то же время многие злословят по поводу тех развлекательных программ, которые происходят в клубе, расположенном в Ленкоме. Почему? Да потому, что Ленком - это самый успешный театр, самый лучший режиссер, самая лучшая труппа и многих гложет зависть.
- Говорят, вы присутствуете даже при распределении ролей, хотя это не входит в ваши обязанности. Почему?
- Я 28 лет в этом театре и, как сказал Захаров, являюсь одним из создателей спектаклей. Поэтому, когда вы пишете, что в двух коммерческих спектаклях "Все на продажу" и "Затмение" мое имя указано маленькими буквами как продюсера проекта, то это не совсем точно. Во-первых, я не продюсер. Мое имя стоит на афише каждого спектакля, где крупными буквами написано: директор театрального проекта Марк Варшавер. И это не мои амбиции: так пожелал Захаров. Я ему говорю: не хочу, чтобы мой портрет висел в фойе театра, тем не менее он настоял, ибо считает, что я такой же создатель спектаклей. Позже я понял логику мышления Захарова, касающуюся созидания театрального проекта. Мы все одна команда, и от того, как мы работаем, насколько ответственны в своем деле, зависит качество будущей постановки.
- И все же: вы могли бы стать худруком?
- Категорически нет. Я не режиссер и спектакли ставить не могу, значит, опять же мне придется приглашать на постановки режиссеров, и, чтобы театр был на высоте, они должны быть самого высокого класса... Но где их взять? Поэтому, если вы разбудите меня среди ночи и спросите, кто главный в театре? - я вам отвечу: художественный лидер, поскольку театр не экономическая организация, а художественный институт, во главе которого должен стоять творец, а не организатор.
Беседу вела